Глава 1. ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИИ 1.1 ВВЕДЕНИЕ С разработкой первых ЭВМ связано появление проблемы искус- ственного интеллекта,причем рост круга вопросов,которые отно- сятся к ней,прямо пропорционален росту возможностей ЭВМ и сферы их применения.В настоящее время проблема искусственного интел- лекта обсуждается не только специалистами по созданию и исполь- зованию ЭВМ,но и : 1). математиками ; 2). экономистами ; 3). философами ; 4). лингвистами и специалистами других областей.При этом на начальном эта- пе работы наиболее острые споры вызывали два вопроса : 1). какова глобальная цель подобных исследований и какова их глобальная стратегия ? 2). Является ли их целью познание феномена естественно- го интеллекта и нужно ли копировать тот путь,по кото- рому шла природа,создавая этот феномен ? Теперь центр тяжести перенесен на обсуждение путей и методов исследования в областях,относя- щихся к кругу проблем искусственного интеллекта.По-прежнему об- суждаются следующие важные вопросы : 1). принципиальная возможность создания искусственного ин- теллекта на основе компьютерных систем ; 2). будет ли искусственный интеллект ЭВМ,если его удастся создать,подобен человеческому по форме восприятия и ос- мысленности реального мира или это будет интеллект со- вершенно иного качества ; 3). есть ли возможность уже сегодня сделать ЭВМ подлин- ными " усилителями " интеллектуальной,творческой дея- тельности человека,учитывая способности компьютеров оперировать с большими объемами данных при высоком быстродействии и целый ряд других. В последние годы исследования в области искусственного ин- теллекта вступили в новую фазу.Неожиданно для многих эта об- ласть науки,считавшаяся прежде чисто теоретической,дала толчок к созданию практически полезных и интересных систем.И такими системами оказались не только роботы,но и так называемые экс- пертные системы,которые позволяют надеяться на использование уже в скором времени ЭВМ в совершенно новом качестве - как ин- теллектуального помощника человека.Давно уже ведется разработ- ка пятого поколения ЭВМ,основное отличие которого от предшест- вующих в том,что новые ЭВМ должны быть оснащены системами пред- ставления знаний в той или иной области человеческой деятель- ности." Такие ЭВМ будут способны самостоятельно строить цепочки логических заключений,давать рекомендации человеку при принятии им решения,проводить семантический анализ огромных массивов ин- формации. " [ 58 ]. В основу этой главы положены публикации советских и зару- бежных авторов : 1). философов ; 2). кибернетиков ; 3). лингвистов ; 4). материалы дискуссий в рамках " Круглого стола " жур- нала " Вопросы философии " по проблеме искусственного интеллекта ; 5). дополненные и переработанные автором данной работы ма- териалы философского осмысления проблемы ИИ , предос- тавленные Сергеенко Е . Н . , к . э . н . , 6). материалы образовательной программы " Звездный Путь " , созданной автором настоящей работы . а также собственные исследования автора этой работы , касающие- ся проблем воспроизводства мыслительной деятельности на базе современных ЭВМ . 1.2 ТОЛЬКО ЛИ ЛЮДИ ОБЛАДАЮТ СПОСОБНОСТЬЮ ДУМАТЬ ? Изначально неверно говорить о том,что разумом могут обладать только люди,хотя мы и привыкли вести себя так, будто способность к рассуждению,умозаключению,свойственна лишь нам,людям.Если так,то где же тогда кроются истоки челове- ческого интеллекта ? " И только ли хомо сапиенс способен рассуждать,решать логические задачи ? Возможно ли отыскать в поведении животных искры разума ? " [ 5 ]. Оказывается некоторые представители животного мира дей- ствительно обладают зачатками интеллекта,а кое-какие виды обезьян в прямом смысле " все понимают,только говорить не могут ",- ведь их даже можно научить языку глухонемых ! На мой взгляд,с материалистической точки зрения наи- более точную грань между разумом животного и разумом человека провел замечательный ( опять-таки американский ) пи- сатель Джек Лондон. [ 25 ].По его мнению,животные,даже такие умные,как собака,лишены способности рассуждать с нашей,челове- ческой точки зрения.Но,однако,крайне маловероятно,что их пове- дение определяется лишь условными и безусловными рефлексами, как нас учат в школе.Животные тоже делают умозаключения и при определенных условиях ведут себя достаточно разумно,хотя по Джеку Лондону [ 25 ] они просто воспринимают окружающий мир таким,каков он есть. По-моему,человек просто поставил себя в центр мироз- дания,подобно тому,как он раньше ставил в центр Вселенной Землю.Да,самомнения у нас всегда хватало.Дескать,только мы разумные,а все остальные вокруг нас - безмозглые твари.Кажется, давно уже надо все вернуть на круги своя,и не умаляя досто- инства,поставить себя на соответствующее место. Кроме того,по последним данным [ 6 ] можно предположить, что на Земле существовала возможность появления разумных существ задолго до рождения первого человека. " Размер головного мозга ( а следовательно,и способность к сложному,многофункциональному поведению ) возрастала у сте- нонихозавров столь же быстро,как и у прапраобезьян ... А если бы динозавры не вымерли?Канадский палеонтолог Дейл Рассел предположил,что они стали бы со временем разумны- ми существами.Еще за долго до появления человека заняли бы трон " царей природы ".Ученый кропотливо проследил за эволю- цией стенонихозавров на протяжении всех двенадцати миллионов лет,отведенных этому виду.А потом экстраполировал ее вплоть до возникновения " дино сапиенса ". Как же должны были выглядеть эти удивительные сущес- тва ?.. Они не стали бы копией человека.Дейл Рассел сделал реконструкцию этого существа.Трехпалые кисти рук,напоминающие промышленные манипуляторы-захваты,огромные,в четверть лица, глазницы с щелевидными зрачками;тело,покрытое прочной чешуей. Рост нашего несостоявшегося собрата по разуму ... один метр тридцать пять сантиметров ". [ 6 ]. Таким образом,человек едва ли владеет монополией на со- знание,разум.Мы даже вообще могли не появиться,если бы разум- ные дино сапиенсы воздействовали на природу так же,как люди. Хочется привести еще один пример,показывающий,насколь- ко быстро могут рушиться старые догмы.Не так давно считалось, что творческие процессы,такие как сочинение стихов,музыки являются исключительно прерогативой человека,потому что для сочинения стихов и музыкальных композиций необходимо придавать созданному тобой осмысленные формы,иначе получится бессмыс- лица;то есть любой стихотворец обязательно должен обладать соз- нанием. И что же ? Сегодня вычислительные машины с легкостью пишут стихи и сочиняют музыку . Дадим несколько примеров ком- пьютерного творчества . 1.3 СТИХИ,НАПИСАННЫЕ МАШИНОЙ. Добрый реет шелест Плачет пустота Слушают качели И поет беда Стань покорно горе Томно тишь летит И прозрачно море Тайно шелестит И бежит земная Незаметно тень Медленно лесная Славит влажный день " Стихи создают иллюзию осмысленности,хотя как раз смысл программой и не учитывался.При четком ритме и рифмовке вооб- ражение читателя осмысливало текст стихотворных строк ".[ 26 ]. Так быть может стихосложение - это не такой уж и творческий процесс,если он стал доступен вычислительной технике ? Может,и большинство " средних " поэтов точно так же штампуют свои стихи,не очень-то заботясь о смысле ? Какое же тогда это творчество ? " Это подтвердил и эксперимент,проведенный ... во все- союзной группе " Статистика речи ",руководимой профессором Р.Г.Пиотровским.Моделью для машинного порождения стихов пос- лужили взятые из поэмы " Трагедийная ночь " Александра Безы- менского строки-брахиколоны,где каждая строка состоит из од- ного односложного слова : Крут прям Злой гак Не кран А маг. Машина,используя введенный в ее память запас односложных слов,порождала новые тексты,оставляя неизменными пятую и седь- мую строки исходного ( " не " и " а " ).В результате получа- лись тексты,наподобие следующих : Хром Ал пьян рдян Злой Мой враг флаг Не Не пан вран А А рак мак После того,как машинные тексты были написаны,их предъ- являли вместе с исходным текстом Безыменского студентам,пре- подавателям,просто любителям поэзии.И многие из них оценили машинные стихи выше,чем фрагмент из " Трагедийной ночи " ! " [ 46 ]. Если же от имитации перейти к моделированию " образ- ного " правого и " формального " левого полушарий в их сов- местной работе,то машина может писать стихи,используя даже поэ- зию скальдов ! Образец стихов,которые может писать ЭВМ,работающая по программе " Скальд " : ХВАЛА МЕЧУ ХУЛА ВОРОНУ Мчи, Вран, меч, вран, Серп Вор сеч, ран, Бич Гриф битв, гроз, Брат Гусь бритв. слез, Быстр, Сохл, остр, плох, Шустр, Трухл, востр. рухл, Страж Дряхл, страд, чахл, Страх Затхл, стад. тускл, Мчи, Жухл, меч! слаб, Бей, Жрун меч! жаб... Бич Брр, битв, вран, Серп дрянн, сеч ! [ 47 ]. дран ! [ 47 ]. 1.4 ТВОРЧЕСТВО ЭВМ ПОСЛЕДНЕГО ПОКОЛЕНИЯ И наконец,заканчивая разговор о компьютерном творчес- тве,приведу еще несколько стихотворений,написанных машиной, правда,здесь ей немного помогал человек : [ 27 ]. Я хочу,чтобы вы представили себе далекое будущее, может быть,многие тысячелетия спустя,когда человечество (если оно выживет) раскидает по огромным просторам Галактики, где расстояния меряются продолжительностью человеческой жизни. Я хочу,чтобы вы представили себе наших потомков, странствующих из поколения в поколение в поисках миров,где можно приютиться. Эту поэму я посвящаю детям,рожденным в этих странствиях, в безбрежных межзвездных пустотах, для которых города и леса Земли - это лишь легенда. ПАВАНА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДАЛЕКОГО КОСМОСА. Ледовые миры, Населенные призраками планет, Ледовые миры, Арктур,Андромеда и Вега, На орбитах,затерянных в звездной пыли, Средь хрустальной вечности. Ваше семя раскидано и горит алмазами бесконечности, Затерявшись в пустом океане, В шаг с мерным танцем Вселенной Кружась и кружась на орбитах. Я тоже - дитя вечности: и подо мной,куда ни глянь,целая жизнь. Ваше семя рассеяно средь хрустальной вечности по дороге без цели и без конца. Всполохи Солнца,всполохи звезд, Марс,Венера,Юпитер,Сатурн. И подо мной,куда ни глянь,целая жизнь. Рожденные из тьмы, Заблудившиеся в дворцах вечности, Освещенные алмазами бесконечности, Земли по имени Нигде. Ваше семя рассеяно по черным световым годам (Всполохи солнца,всполoхи звезд). Я тоже - дитя вечности. Я путешествую в компании комет, рожденный когда-то и потерявшийся в звездной пыли, Освещенный алмазами бесконечности. И подо мной,куда ни глянь,целая жизнь. Марс,Венера,Юпитер,Сатурн,затерянные в пустом океане, Кружась по орбите в пути без цели и без конца, ...Процион,Эридан,Ригель... Освещенный алмазами бесконечности, Я путешествую в компании комет. Конечно,нашей технике далеко до совершенства.За- чатки интеллекта у ней,во всяком случае,явно проглядываются,а по умении делать логические выводы в соответствии с програм- мой она явно превосходит братьев наших меньших.Что же каса- ется сознания,то о каком сознании можно говорить,если мозг отделен от тела ? Попробуйте научить чему-нибудь голову,от- деленную от туловища,если у ней нет ни малейшего представле- ния об окружающем ее мире.Сознание любого субъекта формируется в процессе познания окружающей его действительности.Любой са- мопрограммируемый робот будет уже,несомненно,обладать опре- деленным уровнем сознания.И чем больше он будет двигаться,чем больше знаний он накопит и систематизирует,тем больше он бу- дет умнеть в самом прямом смысле этого слова. 1.5 ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИДЕЙ , КАСАЮЩИХСЯ ИИ Проблема " искусственного интеллекта " связана с идеей со- здания " думающих машин "- машин,которые способны выполнять функции ( все,несколько или одну ) мыслительной деятельности человека.Проблема создания разумных машин возникла еще в древ- ности.Ею занимался Декарт,который " скептически относился к возможности конструирования машин,функции которых аналогичны функциям человеческого разума." [ 63 ]. Его позиции основы- вались на том,что какие бы функции не умела выполнять машина, всегда найдутся функции,которые она не умеет выполнять.Это об- наруживает несознательность,неразумность действий машины.Такого же мнения придерживаются и некоторые современные ученые,пози- ция которых будет изложена ниже.Однако,ту же самую формулу Де- карта можно распространить и на человека : какие бы функции не умел выполнять человек,всегда найдутся функции,которые он не умеет выполнять.Это обнаруживает несознательность,неразумность действий человека. " Искусственный язык возможен,и можно установить науку,от которой он зависит.С помощью его крестьянин будет легче судить о сущности вещей,чем ныне судят философы ",- писал Рене Декарт в 1629 году. Декарт полагал,что " язык мысли " должен стать своеобраз- ным ключом ко всем человеческим понятиям,что " следует устано- вить методическое расположение всех мыслей ... подобно методи- чески установленному порядку естественного ряда чисел.Подобно тому как можно в один день научиться на каком-нибудь неизвест- ном языке называть и писать все числа до бесконечности,таким же образом должна быть найдена возможность сконструировать все слова,необходимые для выражения всего,что приходит и может прийти в человеческий ум.Все зависит от нахождения простых идей,которые свойственны представлению каждого человека и на которых слагается все то,что люди думают." [ 64 ]. В отличие от Декарта,Ламетри считал,что человек - это жи- вотное,а животное - машина.Следовательно,человек тоже является машиной,только более сложной.Таким образом,с точки зрения Ла- метри,задача создания устройства,возможности мышления которого сравнимы с человеческими,не отличается,в принципе,от задачи со- здания часового механизма. Гораздо ранее Декарта и Ламетри,около семисот лет назад, проблемой " думающих машин " озаботился дон Раймундо Лулл ( Раймунд Луллий )." В конце концов," обобщая " свои изыскания, Луллий сконструировал " универсальную фигуру "- сооружение из четырнадцати кругов,размеченных буквами и раскрашенных в раз- личные цвета,которые символизировали различные понятия,элемен- ты,стихии,субъекты и объекты знания.Приводились в движение эти круги сложной системой рычагов и могли " выдавать " около во- семнадцати квадриллионов ( ! ) разнообразных сочетаний буквен- ных и цветных " истин ".Иными словами," универсальная фигура " могла дать ответ на любой вопрос о посюстороннем и потусторон- нем мире.Что касается вопросов,то они,между прочим,были начер- таны на первом внутреннем круге " [ 65 ] Этих вопросов было девять : 1). что ? 2). почему ? 3). из чего ? 4). сколько ? 5). каким образом ? 6). где ? 7). когда ? 8). какое ? 9) которое из двух ? " Луллий родился около 1235 г. и умер в 1315 г.Семь столетий отделяют его изобретение от наших дней.В его времена ученые му- жи не сомневались в том,что существуют некие универсалии,не за- висящие от человеческого разума.Если их найти,систематизировать и нанести на круги и секторы " универсальной фигуры ",то эта " фигура ",или " машина ",- дело не в названии ! - станет неки- им всемогущим разумом,вмещающем все знания о мире и способным всегда дать правильный ответ о нем. Но возможно ли это ? Можно ли свести к логическим операци- ям если не " все знания о мире ",то хотя бы часть их,а затем поручить не человеческому мозгу,а механическому устройству про- цедуры вывода " формул знания ",следующих из основных понятий, " аксиом " ? Жизнь уже давно ответила на этот вопрос.Мы знаем, что идея " искусственного интеллекта ",идея машины,которая была бы способна усилить мощь человеческого разума,- идея,впервые высказанная рыцарем и поэтом,философом и алхимиком,богословом и изобретателем Раймундо Луллием ( на языке своего времени,разу- меется,и с уклоном по преимуществу богословским,то есть нашей эпохе совсем не созвучным ),дожила до наших дней,испытав за свою более чем семивековую жизнь удивительные превращения,и не только дожила,но и достигла как раз в наши дни расцвета и три- умфа." [ 65 ]. Другое направление в создании разумных машин связано с именами Пифагора и Гоббса,которые сводили сущность мышления к математическим и формально-логическим операциям.Согласно Т.Гоб- су,мышление есть не что иное,как подсчитывание. " Не без влияния Пифагора и его традиции многие философы и ученые Нового времени рассматривали процесс мышления как сво- еобразное " исчисление идей ",имеющее аналогии в арифметике и геометрии ... ... Гоббс полагал,что можно вычислять величины тела,движе- ния,времена,качества,понятия,отношения,предложения и слова." [ 66 ]. Г.В.Лейбниц много внимания уделял разработке вопросов мыш- ления как исчисления." Он мечтал создать " универсальную мате- матику ",которая должна заниматься " всем,что в области вообра- жения поддается точным определениям."Главным разделом математи- ки,по его мнению,является " комбинаторика ",то есть наука опе- рирования формулами." [ 67 ]. " Размышляя о способах вычисления движений,Ньютон и Лейб- ниц создали дифференциальное и интегральное исчисление.В юнос- ти Ньютон провел немало времени над построением " языка мыс- ли ",с помощью которого можно было бы " вычислять истины ",но записи его были опубликованы только в середине нашего столе- тия." [ 68 ]. " Схоластические идеи Луллия приобрели в изложении Лейбни- ца конкретную математическую интерпретацию.У Луллия было рацио- нальное зерно,и Лейбниц показал,как надо отделять его от шелухи средневековых заблуждений.Заслуга Лейбница настолько велика,что Норберт Винер,которого двадцатый век назвал отцом кибернетики, считал именно