Последняя редакторская правка - 1994 год. Эта работа носит вспомогательный характер и является дополнением к моей основной работе по проблематике разумности в природе. Здесь я ищу аналогии и подобия на уровне макроэкономики. И вновь ''стою на плечах гигантов''. _____________________________________________________________________ НЕКОТОРЫЕ МЫСЛИ ОБ ЭКОНОМИКЕ ТЕКСТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ " ПОЛИТЭКОНОМИЯ " ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Несколько слов о дальнейшей работе ......................... 2. Введение ................................................... 3. Экономика как система,политическая структура как система ... 4. Человек,труд и творчество .................................. 5. От каждого по способностям - каждому по потребностям ....... 6. Даниил Андреев о потенциальных возможностях человека ....... 7. Попытки западных футурологов решить проблему свободного вре- мени ....................................................... 8. Рынок здесь и там .......................................... 9. Мысли Д.Андреева о путях развития общества ( духовность ) .. 10. Мысли западных футурологов о путях развития общества ( техногенность ) .......................................... 11. Отечественные ученые о человеке,обществе и экономике ....... 12. Характеристика советского общества ( 30-50 годы ) - по Д. Андрееву ................................................... 13. Характеристика советского общества ( 30-50 годы ) - по офи- циальным источникам ....................................... 14. Альтернативная история - быстрая и легкая победа Советского 15. Союза в Великой Отечественной войне ........................ Альтернативная история - победа гитлеровской Германии ..... 16. О пролетариате ............................................. 17. Обстановка в стране ........................................ 18. Л.Н.Гумилев о государстве ................................ 19. Д.Андреев о государстве .................................... 20. Краткие выводы ............................................. 21. Список литературы .......................................... ВВЕДЕНИЕ. Свой курс я хочу посвятить трем ключевым вопросам.Первый воп- рос касается социально-нравственных взаимоотношений на макроэко- номическом и макрополитическом уровне.Вообще,по-моему,до сих пор мало кто касался этой темы ; считается,очевидно,что мораль и нрав- ственность не должны касаться политики и экономики никоим образом. В самом деле,какое отношение могут иметь к политической и эконо- мической деятельности такие понятия, как добро и зло,ложь и правда,счастье и горе.Что значит благополучие како- го-то отдельно взятого человека перед великой целью - добиться материального благосостояния для всех любой ценой,не считаясь ни с какими потерями ? Что значит благополучие какого-то отдельно взятого человека перед великой целью построения совершенной поли- тической системы ? Нужно ли считать,создавая и усовершенствуя го- сударство,людские потери ? Два других вопроса - дилетантизм и догматизм - более тесно связаны между собой,поэтому сначала я хотел рассматривать их па- раллельно,а проблему нравственности выделить в отдельный раз- дел,но потом решил для однородности материала и простоты ос- мысления текста рассматривать все три темы параллельно.И еще: я часто задаю себе вопрос - являются ли материальное благосос- тояние и политическая стабильность действительно высшими целями,к которым только и надо стремиться,позабыв про все на свете, ибо " цель оправдывает средства " ? Ну,хорошо,- достигли мы ма- териального достатка [ вместе с ним - и политической стабильнос- ти ],а что потом ? По какой дороге идти ? К чему стремиться дальше ? Не уподобятся ли люди в будущем сытым свиньям,которые знают только свою кормушку и - ничего больше ? Эти и некоторые другие вопросы я попытаюсь рассмотреть и осмыслить. ЭКОНОМИКА КАК СИСТЕМА,ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА КАК СИСТЕМА. Вообще,что касается дилетантизма и догматизма - сколько существует различных утверждений,которые были,быть может,верны когда-то,но сейчас уже безнадежно устарели ! И насколько тормо- зится прогресс,в том числе и в сфере производства материальных благ,и в сфере международных отношений,из-за того только,что облеченные властью,ограниченные по своему развитию,заботящиеся только о своих интересах руководители отдают совершенно идиотские распоряжения,совершенно не следя за достижениями в других облас- тях,других науках,которые могли бы подстегнуть развитие эконо- мики и политологии и как наук,и как средства обеспечения мате- риального благосостояния,и как средства обеспечения политической стабильности и мирного существования ! А ведь любая наука основа- на на определенных законах - и физика,и химия,и астрономия,и кибернетика,и системотехника,и экономика,и политология в том числе.И все они отчасти взаимосвязаны между собой.Так,например, системотехника - наука [ ее уже можно назвать наукой ],занимаю- щаяся изучением различных систем.Теория же сложных систем,вклю- чая и самоорганизующиеся,используется во всех без исключения тех- нических дисциплинах.Но политэкономия,экономика,а также неко- торые другие общественные дисциплины,не торопятся взять на во- оружение достижения из других областей знания,причем отсутст- вие знания некоторых законов и процессов,имеющих место в общес- тве,оправдывается стихийностью этих процессов,тем,что они очень сложны,и что ими невозможно управлять.Это я знаю из личных бесед с некоторыми экономистами и политологами.Так,например,для нашей страны сейчас наступило время переоценки старых ценностей.Мы разрушили чуть ли не до основания [ ломать - не строить ] старую систему экономико-политических взаимоотношений и пытаемся соз- дать у себя что-то новое,воспользовавшись,причем,далеко не луч- шим опытом других стран.То есть,мы хотим построить новую СИС- ТЕМУ.И как же мы начали ? Совсем по-дилетантски ! В самом деле, не все ли равно - какую систему строить : тех- ническую, экономическую, политическую, кибернетическую,биологичес- кую ? Есть же общие принципы,которыми можно [ да и нужно ] руко- водствоваться при создании любой системы.Во-первых,нужно исходить из принципа системности,который подразумевает,что прежде всего должна быть цель создания системы.Есть ли у нас эта самая цель ? Сформулирована ли она ? Чтобы ответить на этот вопрос,достаточно посмотреть телевизор и послушать лепет [ по другому не скажешь ] наших так называемых специалистов.Ну,разумеется,мы не бредем со- вершенно бесцельно.Впереди маячит что-то большое,неопределенное, расплывчатое.Рыночная экономика и демократическое государство ! Какое словосочетание ! Просто грандиозно ! Совсем как коммунизм или светлое будущее,которое мы строили более семидесяти лет,за- тем вдруг внезапно бросили,а теперь хотим почти мгновенно соз- дать нечто новое.Только все почему-то молчат о том,что эта боль- шая цель при ближайшем рассмотрении распадается на множество более мелких,а эти более мелкие - на еще более мелкие и так да- лее.Практически никто почему-то не проводит подобного анализа, а если и проводит - то практически ни с кем не делится.Зато агита- ция из голубого ящика идет вовсю.Рынок ... Рынок ... Рынок ... Цивилизация ... Блага рыночных отношений ... Демократия ... Сво- бода личности ... Правовое государство ... Множество ненужных слов ... Пустая болтовня ... Демагогия на каждом шагу ... И,выпучив глаза,все ринулись к рынку,хотя,если спросить,то боль- шинство вряд ли объяснит вразумительно,что это такое.Пытаемся построить правовое государство,но никто не знает,что это такое на самом деле. Далее,исходя из принципа системности,мы должны определить структуру системы - ведь это одна из основных ее характеристик. Эту же систему нужно рассматривать как совокупность взаимодейс- твующих частей,не упуская при том принцип развития,- то есть во сколько нам обойдется разработка системы и ее внедрение в жизнь,как она будет развиваться дальше и многое другое.Причем лично я считаю,что при создании и экономичесой,и политической сис- темы [ исходя из общечеловеческих ценностей ] разработчики не имеют ни малейшего права на ошибку,потому что из-за их невежес- тва,недальновидности,некомпетентности и дилетантизма могут пос- традать [ и пострадают ] ни в чем не повинные живые люди. Другие принципы построения систем я не буду рассматри- вать столь подробно - я их лишь перечислю.Это прежде всего : 1) Принцип непрерывного развития [ нужно учесть непрерывное раз- витие системы ]. 2) Принцип поэтапности [ систему можно разрабатывать поэтапно, то есть,как только мы разработали ее часть,допустим - привати- зацию жилья,ее можно сразу же внедрить и лучше - в ограниченных масштабах,чтобы сначала посмотреть,к чему все это приведет ]. 3) Принцип живучести [ учесть,чтобы при выходе из строя какой- то части вся система могла работать без нее ]. 4) Принцип рационального использования ресурсов. 5) Принцип децентрализации. 6) Принцип целостности и членимости [ система состоит из мно- жества подсистем,их совокупность образует объект качественно но- вый ]. 7) Принцип иерархичности [ система описывается на разных уровнях, например,цех - предприятие - отрасль и так далее ; районный муни- ципалитет - городской муниципалитет - федеральные органы власти и так далее ]. 8) Принцип многоаспектности [ существуют различные аспекты : про- изводственный,финансовый,сырьевой и так далее ; международные от- ношения,внутренняя политика,законодательство и так далее ]. 9) Принцип интегративности или эмерджентности [ свойства системы не являются свойствами сложения составляющих.Здесь новые свой- ства,особые,не присущие составляющим частям ]. 10] Принцип согласованности подсистем. Более подробно о принципах создания систем любой природы будет сказано в шестой части образовательной программы. Социально-экономические организмы отличаются друг от дру- га не менее глубоко,чем организмы биологические,или очень слож- ные,самообучающиеся технические системы.И,в свете теории систем, все они функционируют по каким-то общим законам.Это понимали да- же древние китайцы, - например,они знали,что организм государства подобен организму человека;на голову [ мозг ] они отводили стро- го определенную по количеству часть населения,понимая,что при слишком большой голове получится слишком хилое туловище,а при слишком маленькой - организм с цыплячьими мозгами.У нас же очень многие экономисты и политики имеют свою собственную точку зрения на те или иные процессы,происходящие в обществе,причем они гото- вы отстаивать свою точку зрения в буквальном смысле слова с пе- ной у рта,не слушая никаких аргументов своего оппонента.Даже по телевизору один раз показали такой случай,когда какой-то кандидат технических наук,применив теорию множеств,обнаружил ошибку в эко- номической теории Маркса и решил выступить со своими результа- тами по телевизору.И что же ? На телевидении этого ученого встретил довольно известный экономист [ к сожалению,не помню его фамилии ],который не стал выяснять,что и как,а просто задавил всех своим авторитетом,заявив,будто изыскания энтузиаста - ерун- да,но почему - он объяснять не намерен,так как находится со всеми в разной весовой категории ; дескать,не поймете вы меня, граждане,уж больно высокими понятиями я мыслю.Можно себе предс- тавить,как далеко бы вперед продвинулась техника,если бы специ- алисты,как экономисты и политики тащили воз в разные стороны. ЧЕЛОВЕК,ТРУД И ТВОРЧЕСТВО. С самого раннего детства,сколько себя помню,все средства массовой информации прославляли труд,труд доблестный,труд герой- ский на благо общества.По теории марксизма-ленинизма считается, что при социализме любой труд является почетным,независимо от то- го,кто и где работает;при капитализме же труженик всегда угнетен и бесправен,львиную долю заработанных им средств присваивает соб- ственник,работодатель.Но,дескать,несмотря ни на что,человек испы- тывает удовлетворение от своей трудовой деятельности [ под дея- тельностью здесь понимается любая работа,в том числе и не требу- ющая никакой квалификации ]. " Как бы ни подавлялась эксплуатацией человека человеком потребность в труде,она глубинно существует как первая потреб- ность,главная для развития и реализации личности.Именно этим объ- ясняются,казалось бы,парадоксальные,а в действительности вполне объяснимые факты,когда даже угнетенный человек испытывает гор- дость за то,что создал своим трудом ". --- [ 1 ] Все это,на мой взгляд,не совсем верно.Потребности в моно- тонном,изнуряющем физическом труде не существует,- все это сказ- ка,миф,созданный для обмана широких масс трудящихся.На самом де- ле существует единственная потребность - к развитию,совершенст- вованию личности,духа и тела,а творческий [ именно творческий ] труд является одним из способов к удовлетворению этой потребнос- ти.Других способов много,например,совершенствование физических возможностей [ через спорт ] или духовных [ через йогу,медита- цию ],что подтверждается многовековой практикой восточных наро- дов [ Индия,Китай,Япония и т.д. ].Труд лишь ставится на первое место,поскольку он более всего связан с физической природой чело- века;посредством труда он производит все необходимое для своего существования. " Важнейшая историческая миссия социализма - освободить созидательные потенции человека от давящего на них экономическо- го и социального гнета,проложить необратимый путь к тому,чтобы потребность в труде утвердилась повсеместно,повседневно,в каждом трудовом акте.Такой характер потребности в труде - одна из ко- ренных черт будущего коммунистического общества ". --- [ 1 ] Почему-то повсеместно путаются два различных понятия : творчество и труд.Человек,вне всякого сомнения,со своим слож- ным,со многими возможностями мозгом,должен заниматься творчес- твом,а не тупым монотонным трудом,который изнуряет человека,и от которого мозг тупеет,утрачивая способности к творчеству. ОТ КАЖДОГО ПО СПОСОБНОСТЯМ - КАЖДОМУ ПО ПОТРЕБНОСТЯМ. Сейчас начинают складываться новые экономические отно- шения,но их цель - всеобщее изобилие - по-прежнему остается са- мой главной.Но рано или поздно человеческие потребности возрас- тут настолько,что люди физически не смогут обеспечить их удо- влетворения.И лозунг " от каждого по способности - каждому по потребности " - всего лишь утопия.Этот коммунистический лозунг может быть осуществлен только среди небольших групп населения, которые живут намного лучше,причем,как правило,незаслуженно и за счет подавляющего большинства населения своих стран.Так бы- ло при рабовладельческом строе,так было при феодальном,так бы- ло и есть при капитализме.И социализм от этого не ушел далеко. Сейчас,с использованием новых достижений науки и техники, лозунг начинает осуществляться,причем,как это ни парадоксально, в тех самых " загнивающих " капиталистических государствах, которые все минувшие годы так любила очернять советская идео- логическая машина,выставляя напоказ недостатки капитализма,но забывая про его достоинства.А капитализм...Капитализм взял от социализма все лучшее и пошел дальше.Наш же самый справедливый на свете строй упорно отбивался от всего нового и передового [ достаточно вспомнить травлю генетики,кибернетики,экологии и некоторых других наук ],оставаясь, благодаря этому, отсталым. Даже афоризм кто-то придумал:капитализм стоит на краю пропасти и смотрит,что мы [ то есть социализм ] в ней делаем. И нам теперь стало дальше [ по дороге социализма ] прос- то некуда идти. " Жизнь - это вечная смена.Этим она отличается от всего неживого.Постоянная перемена - основа жизни...Эволюция всегда несет в себе опасность для живых существ:если они не уме- ют приспособиться к ней,они погибают...Твой отец и ему подобные, сами того не зная,стали историей.Они убеждены,что представляют конечный и неизменный образ человека...Что ж,скоро они добьются той стабильности,о которой мечтают.Добьются единственно возмож- ным способом:став ископаемыми..." --- [ 2 ] На мой взгляд,удовлетворение всех потребностей [ естест- венно разумных ] человека возможно в достаточно близком будущем, но сам он должен быть исключен из процесса непосредственного про- изводства материальных благ.Подобное уже происходит в развитых капиталистических странах.Так,в Японии создаются полностью без- людные производства,на которых продукция производится роботами. Более того,там существуют заводы,на которых роботы создают робо- тов.Таким образом,возникает замкнутый цикл - роботы создают все необходимое для человека,а самих роботов создают и ремонтируют опять-таки роботы.И все это с минимальным участием человека - несколько операторов выполняют роль простых контролеров техно- логического процесса.Впоследствии можно будет обойтись и без них.В США продаются роботы,выполняющие роль домашней прислуги: они моют полы,посуду,готовят коктейли,будят хозяина по утрам, рассказывают анекдоты и т.д.Во Франции роботы-мусорщики убира- ют метрополитен. К сожалению,для нас это - очень далекое будущее.Да и наше общество еще морально не доросло до подобных вещей.К тому же все не так просто,как хотелось бы.Возникает великое множес- тво проблем;одна из самых главных - куда девать освобождающиеся рабочие руки.Но все равно игра стоит свеч,потому что,благодаря роботам,человек сможет,наконец,не деградировать,а заниматься творчеством - все равно каким.А ведь способность к творчеству заложена в любом человеке изначально за исключением,пожалуй,ду- шевнобольных.Каждый,живя в нормальных условиях,может открыть в себе такие способности,о которых и не подозревал.Интересные опы- ты по выработке творческих способностей проводились в Ашраме Шри Ауробиндо. " ...Во мне не было стремления к духовности,- пи- шет этот великий человек,- я развил духовность.Я не был склонен к метафизике - я развился в философа.У меня не было способностей к рисованию - я развил их с помощью Йоги.Я преобразовал свою природу из того,чем она была,в то,чем она не была.Делал я это некоторым вполне определенным способом,а не с помощью чуда,и де- лал я это для того,чтобы показать,что можно сделать и как это может быть сделано " . --- [ 3 ] ДАНИИЛ АНДРЕЕВ О ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ ЧЕЛОВЕКА. Сходные мысли со Шри Ауробиндо высказывал и другой выдаю- щийся человек нашего времени - Д.Андреев.По его мнению,"...в человеческом существе - не в физическом теле только,но во всем сложном,разноматериальном конгломерате его существа - заложены такие потенции,развитие которых бесконечно раздвинуло бы воз- можность нашего пользования материальными средами и совершенно изменило бы соотношение между человеком и пространством,челове- ком и временем,человеком и природой,человеком и другими слоями бытия.Проблему полета способна решить не только авиация." - Что доказывается выступлениями учеников Шри Махариши,демонстрирую- щих левитирующие возможности организма.- " Борьба с болезнями за продление нормальных сроков жизни может вестись и совершенно другими методами,чем те,какими пользуется медицина." - Это под- тверждается многовековой практикой индийских йогов,например. " Быстрое передвижение в пространстве и общение на громадном расстоянии вовсе не является монополией наук,связанных с усовер- шенствованием видов транспорта и средств связи...Магия древности и,позднее,некоторые направления в восточной философской практике едва-едва прикасались к вопросу о раскрытии этих потенций.Путь к этому раскрытию почти неизведан,чрезвычайно трудоемок и дает плоды лишь в итоге преемственной работы многих поколений.Особая же его трудность заключается в том,что подобная практика тесней- шим образом связана с общим одухотворением личности,с подъемом ее нравственного уровня,с очищением от возможной мути."---[ 4 ] ПОПЫТКИ ЗАПАДНЫХ ФУТУРОЛОГОВ РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ. Одна из самых основных проблем,которая будет стоять пе- ред человечеством после достижения материального достатка - это проблема свободного времени.Как в нашей стране,так и в раз- витых капиталистических странах,включая самые передовые,люди не вполне ясно представляют,чем им заняться после того,как будет достигнут материальный достаток,и что с ним вообще делать." Оба они пытались что-то сделать с понятием работы.Работа,как ее по- нимало человечество ... очень отличалась от того,что мы имеем сейчас.Человек шел в оффис и управлял компьютером.Он коррелиро- вал громадную массу данных,поступающих из торговых отчетов,ска- жем,пуговиц или чего-нибудь столь же архаичного,в центральных районах страны.Работа этого человека была жизненно важна для производства пуговиц:по этой информации решали,какое количество пуговиц выпустить в следующем году.Но хотя этот человек и делал важную для производства работу,имел пай фирмы,получал от нее мо- ральное и материальное поощрение,но он мог работать неделю за не- делей,так и не видя ни одной пуговицы.Он получал определенное ко- личество денег за управление компьютером.На эти деньги его жена покупала пищу и одежду для него и для семьи.Но при этом не было прямой связи между тем,где он работал,и тем,как он ел и проводил свое свободное время ".- Это очередное и не совсем верное утвер- ждение.В современном мире полным-полно людей,которые заняты ра- ботой,совершенно не связанной прямой связью с производством,обес- печиваемым ими.К ним можно отнести тех же биржевиков,управленцев различных рангов и многих других.И ничего ! Никто не плачет и не стремится во что бы то ни стало встать к станку.На мой взгляд, подобные догматические [ другого слова не подберешь ] бездоказа- тельные и противоречащие реальной жизни утверждения высказывают- ся,в основном,из-за узости кругозора,полного отсутствия фантазии и приверженности к старым догмам. В своей маленькой работе я пытаюсь дать объективную оцен- ку данной проблемы [ равно как и некоторых других задач,стоящих перед человеком ],а также указать возможные пути выхода из нее. А для объективности совсем не обязательно прибегать к помощи об- щепризнанной версии,в которой будущее рисуется в виде полного материального изобилия и полета космических кораблей неизвестно куда и зачем.И еще:объективность требует не считаться с обстоя- тельствами момента и вытекающими отсюда требованиями;не считать- ся с тем,что кроме объективной правоты есть еще и целый ряд дру- гих факторов,на которые нельзя не обращать внимания.Все течет,все меняется,в одну реку - и то нельзя войти дважды.Появляются новые факты и версии,научно-технический прогресс приподносит сюрприз за сюрпризом;чистая фантастика становится реальностью,от которой нельзя отмахнуться и которую нельзя обойти стороной;ко всему про- чему,она требует осмысления и,естественно,объяснения,в противном случае мы неизбежно скатимся к развитию догматизма,догматическо- го сознания,которое замкнуто,закрыто для нового опыта,нового зна- ния." В центре его всегда некий абсолютный авторитет [ будь то церковь,наука,политический лидер ] с суждением которого соотно- сится всякая новая информация.И либо вписывается в замкнутую систему,либо выталкивается,как ересь ".--- [ 6 ] Но нет и не мо- жет быть верной или неверной информации - ведь любая информация объективна,субъективной же она становится только в нашем созна- нии. Итак,вернемся опять к [ 5 ]." Оплачивали ему не пуго- вицами.Поскольку фермерство,охота и рыболовство стали вовлекать в себя все меньшую часть населения,разделение между работой че- ловека и его образом жизни - что он ел,что надевал,где спал - становилось все большим и большим для все большего числа людей. Аштон Кларк показал,что это приводит к психическим срывам.Для присущих всем чувств свободы действий и самоутверждения,которы- ми человек обладал,начиная с неолитической революции,когда он впервые стал сеять зерно,одомашнивать животных и жить в одном, выбранном им самим месте,появилась серьезная угроза...Если в технологическом обществе сложилась такая ситуация,что между че- ловеком и модус вивенди не существует никаких иных прямых свя- зей,кроме финансовых," - для очень многих [ брокеров,дилеров, переработчиков информации всех рангов ] это сейчас так и проис- ходит.Причем все эти люди живут,как правило,гораздо лучше тех, кто производит саму продукцию.Здесь опять просматривается дема- гогия и догмы,нежелание смотреть правде в глаза,боязнь перемен. " в конце концов,работнику необходимо почувствовать,что он не- посредственно изменяет вещи своей работой:придает вещам форму, производит вещи,которых раньше не было,перемещает вещи с одного места на другое ".- Наконец-то нашли пресловутый смысл жизни; очень похоже на тезис марксизма-ленинизма:всякий труд почетен. Выдающееся достижение человеческой мысли - перетаскивать вещи с одного места на другое ! " Он должен затрачивать энергию на свою работу и видеть происходящие изменения своими глазами.В против- ном случае он бы чувствовал,что жизнь пуста ".В общем-то,тоже го- лословное утверждение. И какой же выход из создавшейся ситуации предлагает ав- тор ? - " Соукет изобрел штекерные разьемы и усилители биото- ков и целую технологию,в соответствии с которой машины могут управляться непосредственно нервными импульсами,теми самыми им- пульсами,которые заставляют двигаться руку или ногу.И это было революцией концепции работы ".- Что на самом деле означает окон- чательное превращение человека в придаток машины." Подавляющее большинство работы стало сводиться к труду,который вооруженный машиной человек выполнял непосредственно.Раньше были фабрики, управляемые единственным скучающим оператором,который включал тумблер утром,спал половину дня,записывал пару цифр перед обедом и выключал все перед тем,как уйти.Теперь же человек шел на фаб- рику,подключался и мог подтаскивать сырье левой ногой,делать тысячи тысяч точных деталей одной рукой,производить их сборку - другой и отправлять готовые изделия правой ногой,осматривая все их собственными глазами.И он был в гораздо большей степени дово- лен своим трудом ".--- [ 5 ] Таким вот образом изо всех сил некоторые люди,причем весьма и весьма неглупые,пытаются повернуть развитие цивилизации вспять.Компьютеры - заменить людьми,езду на автомобиле - хожде- нием пешком.Не трудно проследить,куда мы придем с такими идеями. У нас,к сожалению,существует немало различных групп и организа- ций,тянущих назад.Например,те же самые " Белые вороны ".С одной стороны они презирают города,отвергают достижения цивилизации,но с другой - они без всякого зазрения совести летают на вертолетах, и вообще пользуются многими благами все той же цивилизации.Где же их принципы ? Некоторые писатели в своих исследованиях начинают оправ- дывать грабежи и чуть ли не убийства: " Посмотрите на дарованные взамен выгоды - масса волнения для населения,увеличение тиража газет,упражнение для засидевшихся блюстителей порядка,а это уже само по себе интересная история,так же,как полевые маневры,доста- вившие огромное удовольствие всем участникам.Чем обижаться,им,на- оборот,следует выплатить нам гонорар за то,что мы сделали воз- можным все эти волнующие вещи ".--- [ 8 ] Так что очень много людей,пытающихся что-то там говорить об экономике,давать какие-то свои объяснения,вводят просто-нап- росто остальных в заблуждение." Они просто играют в слова.Берут слово,придают любое нужное ему значение,а потом,используя другие слова,доказывают правомерность придуманного ими понятия.Их дока- зательство - пустой звук,и только.Вот главный пункт расхождения наших жизненных принципов.Вы живете в мире слов,лишенных всякого значения.Мой мир - это мир фактов,неопровержимых фактов ". --- [ 9 ]. На мой взгляд,значительное количество материалов в со- ветских учебниках по политэкономии построено именно по вышеука- занному принципу. РЫНОК ЗДЕСЬ И ТАМ ... Сейчас все вокруг рассуждают о рынке,хотя толком почти никто и не знает,что это такое.Почему-то считается,что если мы называем сложившуюся у нас обстановку рынком,то цены обязательно должны снизиться.Но на самом деле снижаются они ТАМ,а здесь - совсем наоборот.Чтобы убедиться в истинности сказанного,доста- точно взглянуть на ситуацию на городских рынках,на которых все подчинено одной-единственной цели - безудержному росту цен.Если только кто-нибудь попытается снизить цены на продаваемую про- дукцию,то с ним сделают все,что угодно.А ведь на рынке торгуют, как правило,не производители продукции,а перекупщики,которые за- ставляют производителей продавать свой товар оптом по баснословно низкой цене,используя внеэкономические методы принуждения.Так что было бы величайшей глупостью ставить знак равенства между рынком в развитых капиталистических странах и рынком,который создается в нашей стране - ведь у нас перекупщики всегда смогут договориться между собой о поддержании цен на продаваемые ими товары на достаточно высоком уровне. МЫСЛИ Д.АНДРЕЕВА О ПУТЯХ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА ( ДУХОВНОСТЬ ). Большинство проблем,связанных с возможным переходом к материальному изобилию,рассмотрено Даниилом Андреевым - одним из величайших мыслителей нашего века.Этот великий философ при- давал огромное значение творчеству,творческому труду,считая,что без оного человечество ожидает чудовищная катастрофа. " Воспита- ние способности вносить во всякий труд творческое начало оста- нется одним из краеугольных камней педагогики.Если потребность в творческом труде не станет неотъемлимым свойством личности,то в условиях общего достатка и прогрессирующего сокращения рабоче- го дня человеку будет грозить пресыщение,опустошение,паралич ду- ха.Но следует быть готовым к тому,что представление о пользе и оправданности того или иного труда,о его месте в иерархии твор- честв претерпит значительные изменения.Труд,хотя бы и творческий, направленный на умножение страданий живых существ,- будь то изо- бретение смертоносных средств,или печатание развращающих книг, или уничтожение животных ради развлечения,ради чревоугодия,ради так называемой научной пользы,- всякий такой труд будет восприни- маться как атавизм,как нечто дикое и постыдное.И напротив,многие формы внутреннего труда,раньше приравнивавшиеся к безделью,найдут свою правильную оценку.Созерцание,размышление,религиозная дея- тельность во всех ее видах,общение с природой,развитие тела,го- раздо более многообразное,чем нынешний спорт,экскурсии или па- ломничества к великим очагам и памятникам культуры,занятия,пусть самые скромные,литературой и искусством,творческая любовь жен- щины и мужчины,духовно оплодотворяющее общение друзей,- во всем этом усмотрится элемент подлинного внутреннего труда,необходимо- го и благословенного,и вместо жалких крох досуга этим занятиям будут отводиться почетные и полноценные часы... " --- [ 4 ] Немилосердно критиковались Д.Андреевым и теории,по ко- торым жило наше общество долгие-долгие годы.Причем в его работе много места уделялось развенчиванию догматиков и дилетантов,бро- сался вызов командно-административной системе,ввергнувшей наше общество в бездну горя и нищеты.И это в то тяжелое и страшное время,когда за гораздо менее тяжкие провинности человек исчезал навсегда,навечно вычеркивался из списков живущих ! Каким неслы- ханным мужеством нужно было обладать,чтобы сказать правду о идеях,которыми жили люди в его время. " Практически представле- ние о будущем сформировалось из двух величин:материального изо- билия и покорения природы.Такое представление прямолинейно,как рейсшина.Оно лишено духовности,как бетон,и материалистически на- ивно,как высказывания школьника седьмого класса у пионерского костра.Да,панорама грядущего предполагает,конечно,и материальный достаток,а впоследствии даже изобилие.Но всеобщий достаток мо- жет быть достигнут сравнительно скоро,это только первый этап, только необходимое условие для умственного и физического рас- цвета.В двадцать первом веке человек будет также мало востор- гаться этим достатком или изобилием,также мало обращать на него внимание и переживать его душевно,как современный житель Нью- йорка или Москвы относится без интереса и восторга к существо- ванию,например,канализации или автобусного сообщения.Человек сле- дующего столетия будет пользоваться материальным достатком,а поз- днее изобилием - и только.Что же до покорения природы - понятия, носящего агрессивный,империалистический,чуть ли не колониальный оттенок отношения человека к природе,то ему в противовес выдви- нется идея гармонизации взаимосвязей между природой и человеком. ...Материальный достаток есть сам по себе безусловная ценность.Это есть естественный,достойный человека уровень его внешнего существования.Он представляет собою ценность потому, что это - та самая броня внешнего благополучия,которая дает воз- можность спокойно созревать и плодоносить семенам души.Но провоз- глашать материальный достаток и внешнее покорение сил природы ра- ди опять-таки материального изобилия человечества ценностью ос- новной и наивысшей,целью организованной борьбы масс во всем ми- ре,идеалом общественного развития,во имя которого следует прино- сить в жертву целые поколения и все,что относится к духовному ря- ду ценностей,- это есть или трагическая ошибка,или полуосознан- ный обман. Однако же именно эта ложная мысль,иногда провозглашаемая полным голосом,иногда недоговариваемая до конца,но всегда присут- ствующая в комплексе революционных идей нашего века определяет и характер идеалов,венчающих этот комплекс,и усвоенную им методи- ку ".--- [ 4 ] К сожалению,наши экономисты практически не уделяют вни- мания открывающимся возможностям,а некоторые политэкономы счи- тают даже,что более выгодно [ непонятно,правда,почему ],как ни странно,чтобы увеличивалась производительность труда человека, а не машины [ если только к машине можно отнести понятие труда ]. В любом случае,описанная выше возможность развития циви- лизации представляет собой тривиальную рабовладельческую систе- му,только на гораздо более высоком уровне - ведь с философской точки зрения ЭВМ,являющаяся мозгом любого робота,обладает опре- деленным уровнем интеллекта,который с каждым годом все больше и больше поднимается [ с появлением новых типов машин ].А маши- на,обладающая интеллектом,в некотором роде перестает быть маши- ной,точнее,машиной в традиционном представлении.Я думаю даже, что достаточно мощную ЭВМ можно считать существом,созданным на небелковой основе,которое по существующему законодательству не имеет никаких прав.В США уже несколько лет не утихают споры по этому поводу,и,по мнению футурологов,не исключена возможность, что через несколько десятков лет ЭВМ смогут получить чуть ли не избирательные права.Так что все идет к созданию новой расы су- ществ,населяющих Землю,расы разумных механизмов,основная роль которых будет сводиться к удовлетворению материальных потребнос- тей человека. МЫСЛИ ЗАПАДНЫХ ФУТУРОЛОГОВ О ПУТЯХ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА ( ТЕХНОГЕННОСТЬ ). _____________________________________________________________________ ЭТА ГЛАВА ОКАЗАЛАСЬ УТЕРЯННОЙ! ОЧЕНЬ ЖАЛЬ! _____________________________________________________________________ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ УЧЕНЫЕ О ЧЕЛОВЕКЕ,ОБЩЕСТВЕ И ЭКОНОМИКЕ. Что касается наших экономистов - они тоже выдвигали не- мало новых передовых идей,и не их вина,что эти идеи отвергались власть имущими.Так я,например,согласен,что " сведение без остат- ка сущности человека к понятию " HOMO ECONOMICS " ,как это пыта- ются делать Маркс,Ленин и их последователи " однобоко и совершен- но недостаточно.Человек - воплощение всей совокупности,всего спектра общественных отношений:экономических и политических,на- циональных и семейных,идеологических и нравственных ".К сожале- нию,из определения начисто исключены духовные отношения и ду- ховная сущность человека,что является серьезнейшим упущением классиков марксизма-ленинизма." Вне этой живой ткани разнообраз- ных общественных " и духовных " отношений человек не может быть понят. Но в равной степени справедливо и обратное:ни одна из сторон общественных отношений не может быть полностью и до кон- ца изучена без анализа субъектов - их носителей.Так,игнорирование в политико-экономических исследованиях субъектов производственных отношений с их специфическими интересами,потребностями и мотивами в труде " - не в труде только,но и в творчестве - " вело к сугубо абстрактному,далекому от жизни теоретизированию и схоластике. Столь же далеким от практики оказывалось и описание экономических законов в отрыве от реальной деятельности людей,их интересов и побудительных мотивов. ...Таким образом,в изменении положения человека в произ- водстве конкретно проявляется диалектика классового и общечелове- ческого,отражающая коренные преобразования в развитии производи- тельных сил,общественном разделении труда " кстати,по по поводу разделения труда - очень показателен опыт города Ауровиль,в кото- ром разделение труда идеально сочетается со свободой выбора тру- довой деятельности.В этом городе каждый житель может выполнять любую работу,необходимую людям,поэтому там считается за правило, что каждый человек меняет свою " трудовую должность " много раз в году." с одной стороны,и специфику проиводственных отношений с другой.Такой же диалектический подход необходим и при рассмот- рении человека в качестве конечной цели производства ".--- [ 1 ] ХАРАКТЕРИСТИКА СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА ( 30-50 ГОДЫ ) - ПО Д.АНДРЕЕВУ. Хочется сказать несколько о И.В.Сталине и проводимой им экономической политике.Естественно,подобные оценки были сделаны многими,но сказать людям всю правду никто,кроме Д.Андреева,так и не отважился.Сейчас нередко приходится слышать от пожилых лю- дей,что при Сталине все было.Действительно - было.Но какой це- ной ! Сталин,по сути,воссоздал рабовладельческий строй.Концлаге- ря по всей стране.Страх.Полное бесправие рабочих и крестьян. Я почти дословно привожу оценку деятельности И.В.Сталина, сделанную Д.Андреевым,главным образом потому,что,во-первых,более точной оценки мне не доводилось видеть,а во-вторых,при пересска- зе информация воспринимается несколько по-иному;также из этой оценки становится ясным,какие беды и несчастья может принести дилетант,возомнивший себя самым умным и самым эрудированным чело- веком. " Он был кровожаден,как истый демон.Какими соображениями государственной пользы,хотя бы и искаженно понятыми,объяснишь систему периодически производившихся массовых кровопусканий ? - В первый раз он это позволил себе в начале коллективизации,когда кулачество,точнее - зажиточное крестьянство, ликвидировалось, по его предначертанию, " как класс ".Толпы людей лишались средств к существованию и,в условиях гибельных даже для скота,перебрасы- вались в необжитые районы,где и отдавали Богу свои души. Нет сомнения,что если бы коллективизацией сельского хо- зяйства руководил хотя бы Ленин - о подолинных гуманистах и демо- кратах я уже не говорю,- это мероприятие было бы проведено со- вершенно другими методами.Ее осуществили бы с осторожной медли- тельностью,не принуждением,а наглядной демонстрацией выгоды и целесообразности колхозов,оберегая при этом все материальные ценности единоличных хозяйств.От этого выиграло бы и крестьян- ство,и сельское хозяйство,и само государство,и вся мировая Док- трина в целом.Вместо этого на Украине и в некоторых других мес- тах в 1933 году наступил неслыханный голод,дело дошло до людо- едства,и,может быть,историки будущего сумеют установить хотя бы приблизительную цифру жертв этой группы мероприятий. ...О том,насколько антигосударственными были методы кол- лективизации,я уже говорил;добавлю теперь,что роковое отставание страны в производстве продуктов сельского хозяйства объясняется не только несуразностями самой коллективизации,но той политикой выжимания всех соков из крестьян и тем неумелым хозяйствованием, которыми отличался весь аграрный курс Сталина с начала и до кон- ца.Имело немалое значение и то,что упор на чрезмерную убыстрен- ность темпов развития тяжелой индустрии вырвал из деревни огром- ные массы людей;еще большие массы вырвала Отечественная война,а после войны не было сделано ничего,чтобы стимулировать возвраще- ние людей на землю и активно заинтересовать их в повышении произ- водительности сельскохозяйственного труда.Слепая вера в воздей- ствие чисто внешних средств повела к тому,что все упования были возложены на механизацию сельского хозяйства.Итогом явилось обез- людение деревни,расширение сектора пустующих земель,тысячи трак- торов и комбайнов на остальном секторе и пустые животы колхозни- ков ".Зато кругом - сплошные рекорды.Так,Паша Ангелина вспахала на своем тракторе 1200 гектаров - это нам известно,но вот вопрос- что на них выросло,и выросло ли что-нибудь вообще ? " Естествен- но,что всеми правдами и неправдами люд убегал из деревни в горо- да. Выиграло бы государство и вся Доктрина в целом также и в том случае,если бы план индустриализации был не так однобок,если бы не было оставлено без должного внимания производство средств потребления.Но так как довлела не забота о благосостоянии населе- ния,а о том,чтобы промышленность,в случае чего,легко можно было бы перевести на военные рельсы,то населению предлагалось потер- петь как-нибудь одну пятилетку,вторую,третью,четвертую,а может быть и еще две-три,ради того,чтобы обеспечить страну производст- вом средств производства.В итоге,к концу тридцателетнего царство- вания,продукции легкой промышленности,равно как и продукции сель- ского хозяйства оказывалось едва достаточно,чтобы удовлетворить кое-как население больших городов,а остальное население принуж- дено было перманентно терпеть недостаток в самом необходимом. Казалось бы,все делается для создания военной машины не- слыханной мощности.Но,как ни странно,и в этой,едва ли не главен- ствующей отрасли государственной работы,все получалось каким-то роковым образом не так,как хотелось бы.Тиранство,не терпящее подле себя ни одного выдающегося человека,привело к тому,что не- задолго до второй мировой войны верхушка советской армии была разгромлена и десятки талантливых военных руководителей истреб- лены неизвестно зачем и почему вместе с Тухачевским.Поражает, как мало эффекта дала забота об усилении военной авиации.Еще по- разительнее то,что в обоих первых пятилетних планах не уделено было никакого внимания строительству новых путей сообщения,и к моменту германского нашествия страна оказалась располагающей только той сетью железных дорог,большинство которых было постро- ено еще в девятнадцатом столетии.Даже самые важные в стратеги- ческом отношении дороги,как,например,большая часть Московско-ки- евской,оставались однопутными,а в огромных азиатских владениях за двадцать лет построена только одна серьезная железная дорога - пресловутый Турксиб.Все это неумелое руководство,вкупе с цепью внешнеполитических просчетов,имело своим итогом то,что в первый же год Отечественной войны советским армиям пришлось отдать все территории вплоть до Сталинграда. ...Можно ли того,кто не только стрижет,но и истребляет свой скот,назвать хорошим скотоводом ? Можно ли такого хозяина, который заставляет выпалывать,вместе с сорняками,побеги овощей, не считать разрушителем собственного хозяйства ? Можно ли того, кто без причины и часто даже без повода истребляет испытанные кадры своих же сторонников,считать разумным лидером партии,ис- тинным вождем ? Это не пастух,а волк ".--- [ 4 ] После смерти И.В.Сталина осталось ужаснейшее наследство: " ...Конклав узнал,что не то одна восьмая,не то одна пятая часть населения страны находится в лагерях и тюрьмах.Что память о не- винно погибших или прошедших сквозь многолетние мучения должна жить едва ли не в каждой семье.Разверзлось перед конклавом и мно- гое другое.Кошмарное падение производительности сельского хозяй- ства;обезлюдение деревень,перманентно недоедающие города;нехват- ка товаров широкого потребления;устрашающий рост уголовных прес- туплений и,в частности,детской преступности;блат,пронизывающий всю систему и весь быт граждан;недовольство,охватившее все слои общества,за исключением тонкой привилегированной прослойки ".- И что же сделали люди,оказавшиеся во главе государства и экономики, обязанные действовать взвешенно и разумно,чтобы нормализовать сложившееся положение ? - " Опять придется сидеть между двух стульев,то признавая ошибки и даже преступления усопшего тирана и отмежевываясь от них,то признавая свою политическую от него преемственность;опять придется пойти на мелкие подачки ропщуще- му народу,а через год или два забить отбой,так как в приоткры- тый клапан ринутся пары такого негодования,гнева и ненависти, которые выльются уже в настоящие волнения,даже восстания,и бу- дут грозить гибелью всей системы;придется сделать попытки умас- лить волнующееся крестьянство,хотя корень зла - колхозный прин- цип - надо будет оставить нетронутым,ибо отказ от него вызвал бы такие потрясения,и экономические,и политические,и идеологи- ческие,которые выходят за пределы воображения;придется признать ошибкой то,что при Сталине выделялось слишком мало средств на развитие легкой промышленности и на производство средств потреб- ления,- такое признание вызовет у населения самый горячий от- клик,- а через год или два вернуться к прежнему тезису,ибо от- ход от него вызовет отставание в гонке вооружений..." --- [ 4 ] О ПРОЛЕТАРИАТЕ. Хочется сказать еще несколько слов о пролетариате,кото- рый был объявлен марксизмом самым передовым классом:" основным революционным классом современной эпохи был и остается рабочий класс.Борьба рабочих,трудящихся против господства капитала нео- динакова по силе и размаху в зависимости от конкретных условий Но если взять нашу эпоху в целом,то революционное движе- движение рабочего класса приобретает все более массовый харак- тер,занимает с каждым очередным периодом новые позиции,продви- гается к своей цели." --- [ 10 ] " Сам характер производства и уровень обобществления при капитализме выдвигает на передний план рабочий класс как авангар- дную силу общественного прогресса,призванную осуществить корен- ные преобразования общества на новых социалистических началах. Именно объективные экономические условия,как всесторонне раск- рыл и обосновал Карл Маркс в " Капитале ",сформировали рабочий класс в качестве гегемона новой социальной революции."--- [ 1 ] " Коренная задача всякого общества,переходящего к соци- алистическому устройству,состоит в победе господствующего клас- са - или,вернее,вырастающего в господствующий класс - пролетари- ата над буржуазией сообразно тому,что было изложено выше." --- [ 1 ] " В той же самой степени,в какой развивается буржуазия, то есть капитал,развивается и пролетариат,класс современных ра- бочих,которые только тогда и могут существовать,когда находят работу,а находят ее лишь до тех пор,пока их труд увеличивает ка- питал.Эти рабочие,вынужденные продавать себя поштучно,представ- ляют собой такой же товар,как и всякий другой предмет торговли, а потому в равной мере подвержены всем случайностям конкуренции, всем колебаниям рынка.Вследствие возрастания применения машин и разделения труда,труд пролетариев утратил всякий самостоятель- ный характер,а вместе с тем и всякую привлекательность для ра- бочего.Рабочий становится простым придатком,от него требуются только самые простые,самые однообразные,легче всего усваиваемые приемы." --- [ 12 ] Все вышеизложенное вроде бы и верно и ,несомненно,было верным в прошлом веке,когда марксистская доктрина только-толь- ко начинала разрабатываться.Но время идет,события стремительно развиваются.Многе становится иным. Д.Андреев в своем почти всеобъемлющем труде дал доста- точно подробную характеристику рабочему классу." Ту многообъем- лющую социально-политическую и философскую доктрину,которая бы- ла выработана в середине прошлого века на западе и постепенно сделалась гегемоном в области передового,революционного мышле- ния,станем для краткости обозначать здесь словом Доктрина.Она была тесно связана генетически с предыдущими звеньями западной философской и научной мысли,даже с христианством,но разрабаты- валась,однако при активной помощи тех сил,которые озабочены со- зданием мощного учения,долженствующего сделаться ведущим в че- ловечестве,но ведущим по лестнице идейно-социальных подмен к та- кому состоянию общественному,культурному,психологическому и тех- ническому,откуда остается лишь один короткий скачок до абсолют- ной единоличной тирании.Если допустить такую посылку,то луч про- жектора,при котором мы привыкли созерцать явления культуры и ис- тории,внезапно резко сдвинется;погрузятся в тень явления,до сих пор казавшиеся нам такими отчетливыми,и,напротив,выступят из тьмы феномены,о которых мы раньше не подозревали либо не обра- щали на них внимания.Железно-упрямый,не желающий уступить ни пяди,буквально с пеной у рта отстаиваемый материализм;жгучая,до неистовства доходящая ненависть ко всему,что можно заподозрить в религиозности,мистике или в идеализме;полное исключение ду- ховных ценностей,приравнивание их к пережиткам древности и ут- верждение лишь материального и интеллектуального рядов ценнос- тей;поставление во главу угла идеи о материальном изобилии боль- шинства;благословение любых средств,если они способствуют дос- тижению этой цели;провозглашение диктатуры пролетариата,затем подмена пролетариата одной-единственной партией,а еще позднее - подмена партии фигурой единовластного вождя;возвещение суровой необходимости подчинения всех остальных классов общества,а по- том физическое уничтожение мешающих классов;строгий контроль государства,то есть единовластной партии,над всей идейной и культурной продукцией общества,колоссальная роль,отводимая тех- нике,машине,индустрии,автоматизации - автоматизации и производ- ственных процессов,и социальных отношений,и самой психики,- все это и многое другое приобретает под новым углом зрения новый и достаточно зловещий смысл. В высшей степени симптоматично,что та самая Доктрина, которая пробивала себе путь на общественную поверхность при по- мощи освободительных лозунгов и тирад о свободе,начала эру сво- его господства с разгона всенародного собрания представителей, в выборе которых сама же участвовала,тщетно стараясь получить большинство.За этим немедленно последовало наложение запрета на на деятельность всех других партий и политических организаций и уничтожение всех органов печати,кроме своих собственных. ...От всех других явлений духовного и интеллектуального ряда,даже от чистой науки,в значительной степени движимой чувс- твом познания,техника отличается одним:она не может не быть на- сквозь утилитарной.Психика людей,повседневно работающих в тех- нике,над техникой,с техникой,приучается ко всему на свете под- ходить с критерием практической полезности.Если человек не суме- ет сам заметить эту опасность,если он не отгородит глухой стеной ту сферу своей жизни и деятельности,где властвует техника,от остальных сфер своей жизни и души,он превращается в духовного калеку,духовного импотента,духовного слепца.Нет лучшего способа угасить в себе проблески чего бы то ни было духовного,нет более верного пути к выхолащиванию психики от понимания искусства,от любви к природе,от тяготения к религии,от тоски по мировой гар- монии,от жажды любви.В нашем эоне развитие техники неизбежно, неотвратимо и оправдано потому,что без него невозможно ни объ- единение человечества,ни установление того всеобщего материаль- ного уровня,который достоин человека.Но горе тем,кто позволил технике властвовать над своей душой... ...Строго закономерно,исполнено железной исторической логики то обстоятельство,что Доктрина апеллировала прежде все- к пролетариату и именно пролетариат был предызбран ею как буду- щий класс-гегемон.Тогда еще можно было вводить умы в заблужде- ние,взывая к чувству справедливости и жалости и вопя о том,что пролетариат пока еще создает только материальные ценности лишь потому,что он бесправен,угнетен,задавлен,нищ,сир,наг.Наивные эн- тузиасты веровали,что,освободясь от эксплуатации и придя к влас- ти,этот класс создаст высшие ценности,перед которыми померкнут все шедевры прошлого.И что же ? Феодальная аристократия эксплуатировала народ,но объем культурных ценностей,созданных этим классом,не поддается ни ис- числению,ни обозрению.Жречество и духовенство эксплуатировали, как это известно теперь даже грудному младенцу,темноту масс,но они создали не только религиозные концепции и культ,они создали вечные памятники зодчества,живописи,поэзии,музыки,философии,они создали высокие нравственные заветы.Буржуазия повинна во всех смертных грехах,но культурное творчество этого класса составля- ет едва ли не большую часть того,что теперь именуется культур- ным наследием.Крестьянство оставалось на социальном дне,но все же и оно создало песни и сказки,орнаменты и легенды,художествен- ные ремесла и фольклор. А рабочий класс ? Я живу в стране,где рабочий класс ос- тается гегемоном уже пятое десятилетие.Что же создал он,кроме все тех же ценностей материального ряда,да всевозможных технических, производственных усовершенствований ? Скажут,может быть;а как же вся рабочая интеллигенция,то есть выходцы из рабочей среды,стано- вящиеся инженерами,экономистами,юристами,учеными,литераторами ? Но это - не рабочий класс;это - те,кто его перерос,кому нечего больше делать в этой среде и кого навсегда отделили от этой сре- ды и характер деятельности,и круг интересов,и материальные усло- вия жизни.Монах,расписывающий фресками храм,оставался монахом;по- мещик,писавший у себя в усадьбе или в своем городском доме ро- маны,поэмы и картины,оставался помещиком;буржуа,посвятивший свой досуг искусству и науке или предававшийся меценатству,оставался буржуа;и крестьянин,сочинявший былины или расписывающий утварь, оставался членом своего класса.Но рабочий,становящийся интелли- гентом,тем самым перестает быть рабочим.И того,что создала эта интеллигенция,не приходится принимать к рассмотрению,когда мы го- ворим о том,что создал этот класс,как таковой. Духовной - в точном смысле слова - продукции рабочего класса не существует вообще,его интеллектуальная продукция нич- тожна.Рабочий класс - не венец человечества,а его трагедия,его - memento mori;грозное напоминание о том,что миллионы людей,потен- циально ничем не отличавшихся от остального полноценного общес- тва,осуждены эжтим обществом на духовное скопчество,на культурное вырождение,смягчаемое лишь тем,что эти несчастные в подавляющем большинстве сами не понимают всего ужаса своего положения.Утра- тившие связь с матерью-землей и не вознагражденные за это при- общением к мировой культуре,психически искалеченные вечной воз- ней с машинами,эстетически колеблющиеся от красот индустриально- го пейзажа до частушки и пошлой олеографии,эти люди становятся жертвами одуряющей скуки,как только оказываются наедине с самими собой.Они как огня боятся тишины,ибо тишина ставит их лицом к лицу с их душевной опустошенностью.Природа для них мертва,фило- софия - смертельно скучна,искусство и литература доступны им лишь в самых сниженных своих проявлениях,религия возбуждает в них лишь высокомерную насмешку невежд и только наука вызывает чувство инстинктивного уважения,как нечто,бесспорно высшее,чем они.Их отдых - карты,водка,домино,спорт,примитивный флирт да ки- нематограф.И пусть не лгут,будто я клевещу на этих людей;им слишком долго кадили фимиамом,их растлевали потоками демагоги- ческой лести и лжи;приходит время,когда перед ними поставят их собственные ничем не разукрашенные портреты. Закономерно и логично,что именно эту человеческую фор- мацию Доктрина возвела на пьедестал;именно из нее создаются кад- ры единовластной партии,именно она возносится перед человечес- твом как якобы самый ценный из человеческих слоев,коему должны по мере сил следовать все остальные. Смысл индустриализации - одного из главнейших меропри- ятий государства в двадцатых и тридцатых годах нашего века - отнюдь не исчерпывается тем,что эта мера усилила обороноспособ- ность страны,одновременно поднимая,хотя и черепашьими темпами, ее материальный уровень.Смысл индустриализации еще и в том,что она произвела насильственную ломку психологии крестьянства и ин- теллигенции,заставив Россию,как выразился один иностранный жур- налист," мыслить машинами ",а в обществе распространяя тот пси- хологический режим,который был до этого свойственен рабочему классу:психологический режим,при котором все расценивается мери- лом практической полезности,все чувствуют себя винтиками в ги- гантской машине и считают это нормой;режим,при котором вырожда- ется искусство,становится государственной проституткой литера- тура,умирает религия,опошляется культурное наследие и выхола- щивается этика:психологический режим бездуховности."--- [ 4 ] ОБСТАНОВКА В СТРАНЕ. Наконец,следует рассмотреть современную обстановку в на- шей стране.Десятилетия экспериментов нас так ничему и не научили. Идея В.И.Ленина о том,что каждая кухарка должна будет иметь воз- можность управлять государством,успешно воплотилась в жизнь.В итоге мы имеем то,что имеем сейчас.Техника в руках дикаря - это всего-навсего кусок железа.Не допускают же людей без специальной подготовки работать у ядерного реактора.А власть над огромной страной в руках какого-нибудь ничтожества,пожалуй,пострашнее аварии на атомной станции. На мой взгляд,сейчас надо уже стремится к тому,чтобы та- ких профессий,как кухарка или дворник,вообще не было,благо тех- нические возможности для этого уже имются;а любому человеку нуж- но предоставить право получить такой уровень образования,какой он сочтет нужным.А тогда любой образованный человек сможет про- дуктивно управлять и государством и экономикой.А то ведь сейчас к власти приходят не для того,чтобы работать,а для того,чтобы ничего не делать.И об этом все знают и мирятся с создавшимся по- ложением. Естественно,что никто добровольно не расстанется со сво- им тепленьким местечком и будет держаться за него изо всех сил. Поэтому до сих пор ощущается сильное сопротивление широкому ис- пользованию современных персональных компьютеров,которые могут заменить [ и вполне успешно заменяют ] управленческий персонал. Так в США во многих производственных сферах были ликвидированы практически все начальники среднего звена,функции которых своди- лись к распределению и контролю.Их места заняли компьютеры - до- статочно надежные автоматы,работающие круглосуточно и не требу- ющие отпусков,зарплаты и т.д.А в начальниках остались только ком- петентные руководители,профессиональные асы;не что у нас,когда нередко специалистами руководит совершенно некомпетентный чело- век,да еще указывает,что и каким образом должно быть сделано. А наше отношение к изобретательству ? Вообще позор ! Че- ловек ходит по инстанциям,добиваясь внедрения своего изобретения, которое сулит миллионные,если не миллиардные доходы государству. Ему же равнодушные чиновники всюду указывают на дверь - в самом деле,зачем нужны лишние хлопоты ? В Японии один предприниматель использовал раздел попу- лярного журнала " Наука и жизнь " - " маленькие хитрости " - и стал миллионером.Вот вам и разница между капитализмом и соци- ализмом. В нашей стране народ,по сути,все время держали в рабском состоянии.Его постоянно спаивали;водку и табак продавали по це- нам,многократно превышающим себестоимость,решая тем самым проб- лему неизбежной [ в условиях безграмотного руководства экономи- кой ] инфляции и проблему свободного времени. Пожалуй,здесь стоит привести слова Адольфа Гитлера,кото- рый излагал свою политику в отношении русских следующим образом: " Никакого образования,только водка и табак в неограниченном ко- личестве - тогда они сами вымрут." Оглядываясь назад,можно с уве- ренностью сказать,что мы практически полностью,как это не печаль- но,выполнили программу,разработанную для нас руководителем треть- его рейха. Незадолго до повышения цен проводили опрос,в ходе кото- рого задавались два вопроса:сколько человек получает,и доволен ли он своей заработной платой.Так вот,большая часть населения оказалась вполне удовлетворенной зарплатой в 130-150 рублей.Вот вам и показатель наших потребностей ! Ясно,что человек с убогим сознанием влачит,как правило, жалкое существование.Его ограниченное сознание определяет его ограниченный,часто сводящийся к материальным понятиям круг ин- тересов [ у нас,как видно из приведенного выше результата опро- са,убогость дошла до такой степени,что некоторых людей уже не привлекают даже материальные блага;а ведь именно люди являются пока главным фактором производства тех же самых материальных благ ].Поэтому власти во все века стремились недопустить рас- цвета личности,потому что если сознание находится на высоком уровне,оно уже не ограничится жалким бытием под властью догмати- ков и дилетантов и будет стремится во что бы то ни стало изме- нить его. Одним из первых шагов новоявленного премьер-министра было двух-трехкратное повышение цен.Компенсацию же он сделал всего 60 рублей,да еще не всем,а только работающим;остальные - живите,как хотите.И при этом он вполне серьезно считал,что та- кая мизерная компенсация с лихвой покроет возросшие расходы.Не- ужели этот человек не умел считать ? Как же он работал на посту министра финансов ? А разве исключение некоторых категорий граж- дан из числа лиц,которым выплачивается компенсация,не подталки- вает их на преступление,хотя бы из чувства протеста или обиды ? И число нищих стало увеличиваться в геометрической прогрессии именно при нем.И кривая преступности стремительно поползла вверх.А столпотворение у сберкасс,связанное с обменом денег ? Кто подсчитал,сколько пенсионеров задавили в очередях ? И кто ответил за их жизни ? И как это ни противоестесственно и чудо- вищно прозвучит,но тоталитарному государству не нужны пенсионе- ры [ то есть механизмы,выработавшие свой ресурс ].Поэтому чем больше их задавит - тем выгоднее [ не надо платить честно зара- ботанную пенсию,да и едоков становится меньше ].Ко всему прочему, нужно еще было доказать,что твои деньги нажиты честным путем.По- пробуй это сделать,если премьер-министр Павлов считает,что советский гражданин может иметь на руках лишь тысячу рублей.Да что же это такое,в конце концов ? Вот уж действительно:человек, стремящийся к власти или богатству,идет,как правило,не разбирая дороги;в борьбе за кресло и более высокую зарплату он готов втоп- тать в грязь любого,предать всех и вся. И,добираясь до высокого поста,бездушный чиновник начинает тормозить прогресс,опутывая себя и окружающих догмами и стереоти- пами.В каждом инакомыслящем он видит врага,создает думающим иначе невыносимые подчас условия.И ничем его не пронять.Нашему чинов- нику нужна,как правило,только власть.Конечно,если бы он давали жить и другим,то претензий к нему было бы значительно меньше.Но он гребет все только под себя - и то может обеспечить себя лишь на уровне весьма средних слоев западных рабочих. К деяниям чиновников-дилетантов можно и шестидесятипро- центный налог с прибыли причислить,когда государство отбирает у человека львиную часть дохода,и бесконтрольное печатание все но- вых и новых денег,и колоссальные стройки,неизвестно кому нужные. И бесхозяйственность,кругом одна безхозяйственность.Пусть лучше сгниет у государства,чем достанется человеку.На дальневосточных реках после нереста погибает много рыбы,но брать ее себе до не- давнего времени было нельзя [ для коренного населения ] - гос- собственность.В лесу - и без даров леса.У озера - и без рыбы.А чиновники спокойно приезжали даже в заповедники и ловили,и стре- ляли,и вообще делали,что хотели,не неся за содеянное никакой от- ветственности. Заканчивая свое маленькое исследование,хочу сказать,что весь трагический опыт нашей страны является страшным уроком для всей планеты,живой иллюстрацией к тому,какое зло могут причинить люди без совести,находясь у руля государственной машины. Л.Н.ГУМИЛЕВ О ГОСУДАРСТВЕ. Теперь скажем несколько слов о государстве - одной из ос- новных структур,изучаемых политологией.В общем-то до сих пор не не было дано строго однозначного определения государства,из-за этого часто возникает путаница при обсуждении темы государства и власти. С учетом вышеизложенного можно дать самое общее определение государства,основываясь на последних научных достижениях.Итак,го- сударство - это прежде всего СИСТЕМА,сложная иерархическая систе- ма,и,следовательно,к государству применимы все достижения теории систем. На данный момент я знаю всего двух ученых,которые интуи- тивно рассматривали понятие государства с позиции теории ситем.Это замечательные исследователи нашего столетия - Лев Гумилев и Даниил Андреев. Посмотрим,на какие посылки опирался Л.Н.Гумилев,исследуя различные государства." Понятие государства во многих случаях раз- лично и при переводе не заменимо.Китайское " го " изображается иероглифом : ограда и человек с копьем.Это отнюдь не соответствует английскому " state " или французскому " etat ",ил даже латинскому " imperium " и " respublicae ".Так же далек по содержанию иранский " шахр " или вышеприведенный термин " орда ".Ньюансы различия ока- зываются подчас значительнее элементов сходства,а это определяет поведение деятелей истории : что кажется чудовищным европейцу,ес- тественно для монгола,и наоборот.Причина не в разной этике,а в том,что предмет,в данном случае государство,не идентичен.Поэтому мы будем фиксировать не только сходство,но и разницу,чтобы не вго- нять исследуемые нами народы в прокрустово ложе схемы. Конечно,нас не может не огорчать весьма распространенное мнение,будто все государственные формы,общественные институты,эт- нические нормы и даже манеры изложения,не похожие на европейские, просто отсталые,несовершенные и неполноценные.Банальный европо- центризм достаточен для обывательского восприятия,но не годен для научного осмысления разнообразия наблюдаемых явлений.Ведь с точки зрения китайца или араба неполноценными кажутся западные европейцы. И это столь же неверно,а для науки бесперспективно.Очевидно,нам следует найти такую систему отсчета,при которой все наблюдения бу- дут делаться с равной степенью точности.Только такой подход дает возможность сравнивать непохожие явления и тем самым делать досто- верные выводы.Все перечисленные здесь условия исследования обяза- тельны не только для истории,но и для географии,поскольку она свя- зана с человеком и географическими названиями.На Западе страны различают по именам,а на Востоке ? "--- [ 1 ] ДАНИИЛ АНДРЕЕВ О ГОСУДАРСТВЕ. Немалую роль в исследовании государственных образований сыграл Даниил Андреев.В своих работах он дает всестороннюю харак- теристику понятия государства,а сами государства делит на две ос- новные категории. " Существует инстанция,много веков претендующая на то,что- бы быть единственной неуклонной объединительницей людей,предотвра- щающей от них опасность войны всех против всех,опасность падения в хаос.Такая инстанция - государство.Со времен окончания родового строя на всех исторических этапах государство являлось существен- ной необходимостью.Даже иерократии,пытавшиеся его подменить влас- тью религиозной,превращались в разновидности того же Государства. Государство цементировало общество на принципе насилия,а уровень нравственного развития,необходимый для того,чтобы цементировать общество на каком-либо принципе ином,не был достигнут.Конечно,он не достигнут и поднесь.Государство до сих пор остается единствен- ным испытанным средством против социального хаоса.Но уясняется на- личие в человечестве этических начал более высокого типа,способных не только поддерживать,но и совершенствовать социальную гармонию ; и,что еще важнее,намечаются пути ускоренного развития этих начал. В политической истории новейшего времени легко различаются две общечеловеческие направленности,полярные друг другу. Одна из них стремится к переразвитию государственного на- чала как такового,к укреплению всесторонней зависимости личности от государства,точнее,от той инстанции,в руках которой находится государственный аппарат : партии,армии,вождя.Государства типа фа- шистского или национал социалистического - ярчайший пример феноме- нов этого рода. Другой поток явлений,возникший еще в 18-м веке,если не раньше,- это поток направленности гуманистической.Его истоки и главные этапы - английский парламентаризм,французская Декларация прав человека,германская социал-демократия,наконец,освободительная борьба против колониализма.Дальняя цель этого потока явлений - ос- лабление цементирующего насилия в жизни народов и преобразование государства из полицейского по преимуществу аппарата,отстаивающего национальное или классовое господство,в аппарат всеобщего экономи- ческого равновесия и охраны прав личности.В исторической действи- тельности имеются еще оригинальные образования,могущие показаться как бы гибридами.По существу оставаясь феноменами первого типа,они видоизменяют собственное обличье в той мере,в какой это целесооб- разно для достижения поставленной цели.Это - лишь тактика,маски- ровка,не более. И все же,несмотря на полярность этих потоков явлений,их объединяет одна черта,характернейшая для двадцатого столетия : стремление ко всемирному.Внешний пафос различных движений нашего века - в их конструктивных программах народоустройств ; но внут- ренний пафос новейшей истории - в стихийном стремлении ко всемир- ному."--- [ 4 ] КРАТКИЕ ВЫВОДЫ. Сделаем несколько выводов,исходя из рассмотренного материала. Для получения выводов здесь мы воспользуемся стандартными методи- ками обычного человека - представителя Западной технической циви- лизации. 1.В мире нет ни хорошего ни плохого - все постигается в сравнении.Поэтому практически каждый человек может оказаться дилетантом в той или иной области.Все зависит от того объема информации,которое может переработать конкретный человеческий мозг - ведь экономика,политика,управление государством - это преж- де всего способность быстро и качественно перерабатывать огромные объемы информации и мгновенно вырабатывать правильные решения,жиз- ненно необходимые для населения.Поэтому,если рассуждать логически, то чем больше развит интеллект человека,чем больше информации он может обработать,- тем большим по масштабности экономическим или политическим объектом он может управлять.Только тог- да можно будет добиться той самой справедливости,о которой меч- тали еще философы древности.Пока же все получается наоборот.Во всех странах мира отдельные группы населения живут лучше за счет других групп.А в таких странах,как наша,чиновники-дилетанты боль- ше озабочены не управлением производством и государством [ ко- торое они вообще очень часто пускают на самотек ],а набиванием своего собственного кармана.Следовательно,к управлению государс- твом и экономикой должны допускаться только люди с высочайшим уровнем интеллекта. 2.Оценивать человеческую жизнь деньгами или считать других людей пешками в политических игрищах - это,по-моему, просто безнравственно,и тех,кто не понимает,что во Вселенной че- ловеческая жизнь - единственная абсолютная ценность,нельзя и близко подпускать к управлению. 3.Нужно как можно шире использовать вычислительную технику в системах управления [ у нас пока внедрение новой техники силь- но тормозилось и тормозится бюрократическими структурами ]. 4.Тяжелый рутинный физический труд должны выполнять машины, тем более,что сейчас для этого уже есть возможности. 5.Человек должен по возможности заниматься творчеством,поэ- тому тяжелый нудный труд необходимо исключить из нашей жизни. 6.Политика,управление государством,экономика не могут не иметь нравственных начал.Нет ничего более страшного,чем безнравс- твенность во главе государственной политики. 7.Никакому утверждению нельзя придавать вид абсолютной ис- тины,которая сразу же станет догмой со всеми вытекающими отсюда последствиями. 8.Нельзя решать политические и экономические проблемы с классовых позиций,искусственно выделяя один из классов общест- ва и считая его самым лучшим и самым передовым.Во главу угла сле- дует ставить общечеловеческие ценности и интересы. 9.В политике и экономике совершенно неприемлим лозунг " Цель оправдывает средства ". 10.Каждый человек должен отвечать за свои поступки.И сов- сем несправедливо,когда человек,занимающий высокий пост,пользу- ется своим служебным положением в корыстных целях,не справляет- ся со своими служебными обязанностями,отдает распоряжения,приво- дящие к развалу и анархии,калечит человеческие судьбы,- и не не- сет за это ровным счетом никакой ответственности. 11.С позиций современной науки государство представляет собой сложную иерархическую систему,к которой можно [ да и нужно ] при- менять теорию сложных систем и теорию управления сложными систе- мами. 12.С позиций современной науки государство представляет собой коллективный разум [ подробнее об этом будет сказано в пятой час- ти],развитие и поведение которого можно предсказывать с высокой степенью точности. 13.Государство - частный случай системы. 14.Государство - частный случай коллективного разума. 15.Развитие общества может происходить в двух направлениях : а).с прогрессирующим превращением каждого члена общества в винтик огромного механизма,что приводит к атрофированию всех человеческих способностей,не имеющих значения для СИСТЕМЫ [ как правило - тоталитарной ]. б).с прогрессирующим развитием всего комплекса возможнос- тей,изначально заложенных в человеке [ это свободное общество,общество с гуманистической направленностью ]. 16.Разные государства отличаются друг от друга по характеру своей деятельности примерно так же,как человеческие существа. 17.При анализе развития цивилизации ясно видно,что существуют силы,тормозящие развитие человечества,путем разделения его на вра- ждующие группировки.Каждое убийство,совершенное на Земле,каждый акт насилия,агрессии,человеконенавистничества усиливает и без того неодолимую диструктивную силу.Каждый член общества,сеющий вокруг себя горе и отчаяние,унижающий других людей,попирающий их челове- ческое достоинство льет воду на мельницу сил,кровно заинтересован- ных в отсутствии конструктивного прогресса.Невежды различного рода отрицали и с ослиным упрямством продолжают отрицать наличие этих сил,враждебных людям,но уж очень много фактов говорит в пользу их существования ; один из этих фактов - тысячелетние топтания циви- лизации практически на одном месте,практически ПОЛНОЕ отсутствие прогрессивных изменений на протяжении ДЕСЯТИ ТЫСЯЧ !!! лет челове- ческой истории.За такой срок при современных темпах развития пол- галактики могло бы лежать у наших ног.Мы могли бы стать одной из величайших рас,населяющих наш звездный остров,доминировать в нашем спиральном рукаве,а вместо этого предпочли мучения и Смерть,жалкое подобие развития,сотни бессмысленных войн,тысячи никому не нужных конфликтов.У России был шанс резко рвануться вперед - руководство страны уничтожило его,растоптало могучую нацию,закрыло дорогу в дальний космос.Самое ужасное - то,что многих и многих устраивает подобное состояние совершенно бессмысленного существования. 18.В последние годы появились все же объединительные тенден- ции в планетарном масштабе. 19.Видно,что людское сообщество в самых развитых странах со- рается вступать на постиндустриальный или информационный этап раз- вития. 20.Дальнейшее развитие человеческого организма будет осущест- вляться двумя способами : путем СОЗНАТЕЛЬНОГО ускорения эволюцион- ных процессов и путем конвергенции человека и машины.Причем здесь очень важно ГАРМОНИЧЕСКОЕ сочетание двух вышеназванных процессов. Итак,сделаны основные выводы,которые можно получить на основе имеющейся информации о истории развития человеческого мира и су- ществующих знаний,накопленных человечеством за время своего сущес- твования. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. --- [ 1 ] - Политическая экономия.Учебник для высших учебных за- ведений. --- [ 2 ] - Джон Уиндем.Отклонение от нормы. --- [ 3 ] - Сатпрем.Шри Ауробиндо или путешествие сознания. --- [ 4 ] - Даниил Андреев.Роза мира. --- [ 5 ] - Другие тени Земли.Сборник научной фантастики.Сэмюэль Р.Дэлани.Нова. --- [ 6 ] - В.Карпов.Истоки догматизма. --- [ 8 ] - Гарри Гаррисон.Крыса из нержавеющей стали. --- [ 9 ] - Гарри Гаррисон.Мир смерти. --- [ 10 ] - Обществоведение.Учебник для выпускного класса сред- ней школы и средних специальных учебных заведений. --- [ 11 ] - Лев Гумилев.Этногенез и биосфера Земли. --- [ 12 ] - К.Маркс и Ф.Энгельс.Манифест коммунистической пар- тии.