СОЗНАНИЕ,РАЗУМ,ИНТЕЛЛЕКТ,ВОСПРИЯТИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ; ЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭПОХИ ( АННОТАЦИЯ ). ... здесь рассматриваются различные проявления в нашем мироздании понятия " разумности ",как его толкуют и понимают исследователи самых разных направлений : социологи и психологи, биологи и физики,поэты и писатели,физиологи и актеры,кибернети- ки и системотехники,представители всевозможнейших школ и нап- равлений,люди,познающие мир научным ( ученые ) и/или трансцен- дентальным способами ( священники,ламы,монахи,бодхисаттвы,пра- тьекабудды и так далее ).Из всего многообразия изученных фено- менов выделяются общие черты,неявным образом задается схема Разума,ведущая от микромира ( элементарные частицы,атомы - дан- ные физиков-ядерщиков,мнения фантастов и философов ) к биоло- гическим " кирпичикам " ( клеткам,из которых состоит организм человека - данные теоретических и практических психологических исследований представителей восточного направления познания действительности ),от них - к человеку ( человеческое сознание, разум,интеллект,дух - данные современных ученых : психологов, кибернетиков,системотехников ) и обществу ( данные признанных и непризнанных исследователей ) ; параллельно приводится описание " общественной " жизни коллективных насекомых ( муравьев,пчел, термитов ) и указываются аналогии с человеческим обществом. Стихии природы,общество,биогеоценозы определяются как явления разумности более высокого порядка по сравнению с человеческим разумом.На их основе дается определение сверхразумности,а также приводятся версии и гипотезы,касающиеся возможности су- ществования " Мирового " разума и вместе с ним существ,значи- тельно превышающих по возможностям разума человека.От них мы идем далее,в макромир,к мирозданию вообще. Делается вывод,что все вышеописанные явления являются яв- лениями одного ряда.На базе этого осуществляется философское переосмысление понятий сознания,разума и интеллекта. В работе показано,что проблема искусственного интеллекта является частным случаем более общей проблемы разумности Мироз- дания ; сам искусственный интеллект рассматривается с более об- щей точки зрения,чем стандартная научно-техническая.Прилагаются результаты исследований психики человека при ее разделении на подсознание,сознательную сферу и сверхсознание,а термин " ис- кусственный интеллект " определяется через такие понятия,как психика,естественный интеллект,человеческое мышление.Приводится огромное количество различных гипотез,как научного характера ( например,гипотеза Конрада Фиалковского ),так и паранаучных ( например,версия Блохина ),объясняющих появление разума и соз- нания у человека ; дается очень много определений разума,начи- ная от определений с позиции теории систем ( академик Глушков ) и кончая определениями фантастов-философов ( братья Стругац- кие ). В работе явно и неявно присутствуют системный,структурный, функциональный,кибернетический,синергетический,линейный и дру- гие общенаучные подходы,а также некоторые элементы трансценден- тного знания и эмоционально-чувственной сферы человека,которые пока,к сожалению,практически не используются нашей наукой. Работа расчитана на любой возраст.Минимальный образова- тельный ценз равен восьми классам средней школы,так как обрабо- танный материал упрощен до предела. Проделанная работа позволяет поставить человека на достой- ное место в ряду проявлений Разума в нашей Галактике и даже Вселенной,что пытался сделать еще К.Э.Циолковский. И,хотя не удалось поставить все точки над i,проделанная работа позволяет по-новому взглянуть на целый ряд явлений,кото- рые до сего дня считались не связанными друг с другом,построить более рациональную мировоззренческую систему ( и вместе с ней - картину мира),а на базе этого видится возможность создания ис- кусственных интеллектуальных систем,сравнимых по интеллектуаль- ным и духовным проявлениям с самим человеком,а также более гар- монично " вписаться " в окружающую нас действительность. Д.ф.н.проф.СЗПИ Гутнер Л.М.