ВВЕДЕНИЕ. Из неизмеримых глубин Времени берет начало великая река жизни.С момента возникновения первой жизнеспособной клетки после бесчисленных комбинаций химических элементов,молекул, отброшенных и навсегда забытых, катит она свои воды все дальше и дальше,в бесконечность,достигая спустя миллиарды лет развития своей высшей,как это нам кажется,разумной формы. Что же такое ЖИЗНЬ ? ? ? " ЖИЗНЬ-это особая форма существования и движения мате- рии.Ее основными материальными носителями являются бел- ки и нуклеиновые кислоты,обеспечивающие управление живыми организмами,воспроизводство и передачу наследственности.От- личительные признаки живых организмов - обмен веществ,обмен энергией,рост,раздражимость,способность к размножению,самовосп- роизведению,саморегуляции и приспособляемость к окружающей среде.Простейшими живыми организмами явились одноклеточные. Дальнейшее совершенствование жизни осуществлялось в про- цессе длительного сложного и противоречивого развития,называе- мого биологической эволюцией." [ 11 ]. ЖИЗНЬ ... " Жизнь возникает всюду,где условия ей благоприятствуют, где вода не всегда камень или газ,но и жидкость,где в ат- мосфере есть кислород для созидательных процессов горения, где налицо простейшие химические материалы для удачных комбинаций молекул,перешагивающих грань между мертвым и дейс- твующим,где среди миллиардов канувших в небытие попыток ос- талось,запечатлелось,продолжило существование только такое содружество клеток,которое уже стало первым организмом, знающим обмен веществ и постоянную смену зим и весен,дня и но- чи,смерти и жизни. У этого содружества клеток было столько же шансов поя- виться,сколько и у любого другого,но все прочие не оставили следа во времени,и только этот один,первый организм мог жить, существовать и,что самое главное,давать жизнь.И как среди миллионов ответов на вопрос есть только один верный,так и этот первый организм был выбран не слепым случаем ,а безоши- бочной логикой развития,потому что остался в потомстве,а ос- тавшись,он лег в фундамент тысячеглавого храма жизни,лестни- цы которого ведут в несчетные башни развития.Их ступени вы- сечены смертельной борьбой за право жить в поколениях,все более совершенных,более приспособленных.От формы к форме,от вида к виду ведут эти ступени,разветвляясь,поворачивая то вбок то вверх,поднимаясь и в башни рыб и пресмыкающихся,и в башни птиц и насекомых.Но особенно широкие,великолепные ступени приводят в самую величественную надстройку,увенчанную высо- чайшей и неприступной башней с куполом,под которым размес- тился чудесный человеческий мозг. Одиноким стволом среди трав и кустарников вознеслась эта гордая башня до самого неба,до мерцающих звезд ... " - таким видится зарождение и развитие жизни ученому и писателю Алек- сандру Казанцеву. [ 1 ]. РАЗУМ. Не будем сейчас говорить о проблеме появления жизни, так как эта тема выходит за рамки предстоящего разговора;нас интересует один-единственный вопрос,поставленный автором кни- ги : " Откуда взялся у человека мозг ? " (Имеем в виду скачко- образное количественное и качественное отличие мозга человека от мозга земных животных)." Откуда и почему появился вдруг у сравнительно слабого голого двуногого существа этот изу- мительный орган,давший ему всепобеждающую способность мыс- лить,чего лишены все остальные обитатели Земли ? Почему столь чудесным свойством обладает самое молодое на Земле существо ?.. которое рождает самых не приспособленных к жизни детенышей и все таки неизмеримо возвысилось над животным миром. Конечно, человека создал труд, но почему ископаемый че- реп первобытного охотника почти не отличается от черепа со- временного рабочего, мозг ученого - от мозга дикаря ?.. На ... более низкие ступени биологического развития оши- бочно ставил Дарвин и современных нам дикарей,не подозревая в то время,что взятый из каннибальской деревни чернокожий ребе- нок,получив европейское образование,закончив Кембриджский или Оксфордский университет,становится ученым,ибо мозг его обладает теми же возможностями,что и мозг юного английского лорда." [ 44 ]. КЛЕТОЧНЫЙ РАЗУМ : САТПРЕМ. Предваряя развитие разговора о Разуме человека,скажем нес- колько слов о тех элементах,тех кирпичиках,на которые этот ра- зум опирается.Эти кирпичики - клетки.Из клеток состоит мозг.А мозг,как и весь человеческий организм,является содружеством клеток.Всего лишь несколько человек за всю историю развития че- ловеческой цивилизации говорили о наличии определенного уровня " разумности " этих мельчайших частичек живой материи ; в даль- нейшем мы поведем речь и о более мелких носителях разумности, пока же покажем,что основные свойства человеческого мозга на- прямую связаны со свойствами клеток,его составляющих,и являются проявлением интегративных свойств совокупности клеток,из кото- рых мозг состоит.Это экспериментально ( правда,в восточном по- нимании эксперимента ) показали Шри Ауробиндо Гхош и его бли- жайшие последователи.С точки зрения теории систем можно еще сказать,что мозг,как и всякая система,обладает еще теми свойст- вами,которыми не обладает ни одна из его клеток в отдельности. " Но существует еще более глубокий слой,ментальная порода, которую Шри Ауробиндо называет клеточным разумом.Это на самом деле разум клеток или групп клеток,очень похожий на физический разум по своей неистощимой способности повторять все тот же старый мотив,но при этом он охватывает не только область мозга, занят не только механической прокруткой обрывков мыслей ; он находится повсюду в теле,подобный миллионам маленьких голосов, которые можно легко услышать,когда остальные ментальные слои очищены.Он беспрестанно ворошит,подогревает не только осколки нашей сознательной активности,но и все наши чувственные ощуще- ния : достаточно,чтобы группа клеток была однажды поражена ка- ким-то впечатлением,страхом,ударом или болезнью,как они беско- нечно начинают воспроизводить этот страх,напряжение,стремление к беспорядку," вспоминать о своей болезни.Это - стадный,абсурд- ный разум.Распространяясь вдоль и поперек,его вибрации повторя- ются бесконечно,воспринимая всегда все те же длины волн,все те же воздействия сил разложения и всегда отвечая на одни и те же раздражители,как собака Павлова на звон колокольчика.Это сам страх жизни,внедренный в материю.Это первое сознательное усилие материи.И,естественно,та крошечная инициатива,которая ему отпу- щена,вся идет на то,чтобы самим страхом привлечь дисгармонию во всех ее видах и,в конечном итоге,призывать бессознание смерти как последнее и единственное облегчение.И все-таки этот клеточ- ный разум,если подумать,обладает громадной силой - что там слон против неисчислимого полчища муравьев.Дело все в том,что вся его нелепая механичность,абсурдный автоматизм могут служить и истине точно так же,как и лжи.Если он хоть раз настроится на вибрацию света,то он будет повторять ее с упрямством мула,и что самое замечательное,он будет повторять ее день и ночь,непрерыв- но.Что бы мы ни делали внешним образом - работали,разговаривали или спали,он будет повторять свою вибрацию вновь и вновь,авто- матически и независимо ни от чего.Отсюда - его огромное значе- ние для трансформации ; он может стать исключительным средством для закрепления супраментальной вибрации в теле." [ 121 ]. Мыслящему человеку не сложно здесь провести аналогию с си- туацией в обществе,когда множество людей с бездумным автоматиз- мом постоянно повторяют один и тот же лозунг,совершенно не за- думываясь о его содержании. КЛЕТОЧНЫЙ РАЗУМ : ШРИ АУРОБИНДО,Д.АНДРЕЕВ. Дадим теперь слово самому Шри Ауробиндо." Существует также темный разум тела,самих клеток,молекул,частиц.Геккель,немецкий материалист ",- Шри Ауробиндо,хотя и занимался йогой,был высо- кообразованным человеком ( он получил образование в Англии ),- " говорил где-то о воли в атоме,и современная наука,констатируя бесчисленные индивидуальные вариации в активности ЭЛЕКТРОНОВ, близка к тому,чтобы воспринимать это геккелевское выражение не просто как метафору,речь может идти здесь о тени,отбрасываемой некой скрытой реальностью.Этот телесный разум есть вполне кон- кретная,ощутимая истина ; из-за его темноты,механической привя- занности к прошлым движениям,из-за характерной особенности быс- тро забывать и отрицать новое,мы видим в нем одно из главных препятствий для проникновения сверхразумной Силы и для транфор- мационной деятельности тела.С другой стороны,если его однажды и полностью обратить,то он станет одним из самых драгоценных ин- струментов упрочения супраментального Света и Силы в материаль- ной природе." [ 122 ]. " Молекулы и некоторые виды атомов входят в состав крошеч- ных систем - микробрамфатур,причем существование некоторых из них во времени исчезающе мало.Однако это довольно сложные миры, и не следует упускать из виду,что элементарные частицы - живые существа,а иные из них обладают свободой воли и вполне разум- ны." [ 147 ]. КЛЕТОЧНЫЙ РАЗУМ : МАТЬ. А вот что говорит о практике управления разумом клеток ближайшая сподвижница Шри Ауробиндо - Мать." 69.811 Момент " изменения команды " всегда труден,если не знать,его можно ошибочно принять за симптом болезни ",и тогда организм,так же, как и общество,начинает лихорадить," потому,что клетки не зна- ют,чему теперь подчиняться.Но внешние признаки вводят в заблуж- дение.И затем физическим сознанием,сознанием,упорядочивающим клеточное функционирование,овладевает напряжение,борьба,страда- ние,предчувствие крушения ; оно настолько приучено к этому,буд- то это совершенно вообще,ты знаешь : конец,безысходность - это выглядит внушительно.Очень трудный момент.Требуется очень мед- ленно и непоколебимо работать,чтобы заменить данный вид привыч- ки ... к поражению,как это было всегда,чем-то другим. 63.91.Этому телу очень трудно измениться.Потому что оно живет под абсолютным гнетом привычек ",- как и всякое общество, основанное на традициях,которые обеспечивают его стабильность,- " и каждый раз,когда проблеск подлинного существования проника- ет в определенном месте,без раздумий,рассуждений,без малейшего намека на идею,почти неощутимо,почти автоматически клетки охва- чены паникой перед неведомым ",- почти как люди ! - " В этот определенный МОМЕНТ охватывает паника : человек теряет сознание или находится на грани обморока,или испытывает ужасную боль,или в любом случае что-то ЯВНО нарушается.И что же остается де- лать ?.. Терпеливо ждать до тех пор,пока большее или меньшее число клеток,наибольшая часть сознания выучит свой урок.Воз- можно,на это уйдет день,два,и " великие " хаотические и травма- тические события затихнут,прояснятся,и эти клетки начнут осоз- навать : " Боже мой ! Какие мы глупые ! " На это уйдет какое-то время,но они поймут.Но их здесь тысячи,тысячи и тысячи ! Ученые утверждают : в теле взрослого человека около ста триллионов ( десять в четырнадцатой степени ) клеток. 64.1410.Тело изучает " урок болезни " - урок иллюзорности болезни.Очень-очень занятно наблюдать различие между тем,что здесь реально,реальностью расстройства,каким бы оно ни было,и старой привычкой его ощущать и воспринимать,обыденной привыч- кой : то,что мы зовем болезнью," я нездоров ".Это очень забав- но.В любом случае,если действительно сохранять спокойствие ( это довольно просто на витальном и ментальном уровнях,но нес- колько труднее в клетках тела,это требует определенной практи- ки ),если успешно пребываешь в настоящей тишине,позади всегда появляется проблеск света,очень яркого и необычайно спокойного, кажется,говорящего : " Ты должен лишь захотеть этого ".Затем клетки впадают в панику : " Что ты имеешь в виду под " захотеть этого " ? Как мы можем чего-нибудь хотеть ? Болезнь выше нас,мы подавлены : это БОЛЕЗНЬ." Настоящий фарс.Затем что-то говорит : " Успокойтесь,успокойтесь,не цепляйтесь за свою болезнь ! " И клетки соглашаются.На данный момент они соглашаются,в следующую минуту с болезнью покончено.Даже не минуту ! За несколько се- кунд.Но потом клетки вспоминают : " Но что случилось ? Здесь у меня была боль ! " Раз ! - и все вновь возвращается.И фарс це- ликом повторяется,безустанно.Если бы они могли действительно раз и навсегда выучить урок ... жизнь на грани того,чтобы стать чудом,но мы не знаем,как в этом чуде жить.По-прежнему нам нужно учиться." [ 123 ]. КЛЕТОЧНЫЙ РАЗУМ : Ю.М.ИВАНОВ. В своих теоретико-практических изысканиях проблему клеточ- ного разума не обошли и отечественные экстрасенсы.Один из их представителей - Ю.М.Иванов,автор целого ряда книг,касающихся развития человеческого организма и,в особенности,человеческого разума. " Что происходит наверху,то происходит и внизу,что проис- ходит в великом,то происходит и малом. Каждая часть тела,от самой большой до самой маленькой,яв- ляется разумным " существом ",живущим своей самостоятельной жизнью.Каждая клетка,каждый атом - живое существо,ведущее свою отдельную независимую жизнь.Клетки эти соединяются в группы, преследующие определенную цель и проявляющие так называемый групповой разум,а групповой разум в масштабе тела человека представляет собой инстинктивный разум,являющийся частью всеоб- щего мирового разума природы. КЛЕТКИ СОСТОЯТ ИЗ ТРЕХ НАЧАЛ : 1).Материи,получаемой ими из пищи ; 2).Праны,или жизненной силы,получаемой из пищи,воздуха,во- ды ; 3).Разума,являющегося частью Мирового разума. Часть клеток образует " артель активных рабочих ",часть - находится " в запасе ",выжидая,когда в них появится нужда. Некоторые клетки находятся в непрерывном движении ( одни из них совершают определенные переходы,другие двигаются во всех направлениях,третьи " работают " на одном месте ). Клетки нервной системы соединяются ( соприкасаются ) друг с другом отростками,как бы держатся за руки и образуют цепь,по которой проходит прана - жизненная энергия. Красные кровяные шарики двигаются по артериям и венам,раз- нося взятый у легких кислород и питание по всему организму.На обратном пути они несут продукты распада.Некоторые шарики про- ходят через стенки кровеносных сосудов,чтобы произвести ту или иную починку,залечить рану. В состав крови входят " блюстители порядка " ( " солда- ты "),их обязанность - защищать организм от бактерий и всего, что может принести ему вред.Как только постороннее тело встре- чается с клетками,последние окружают его и уничтожают.Если это инородное тело велико,то на помощь призываются другие клетки,и оно общими усилиями переносится в такое место,где его легче вы- делить из организма ... ... Как видим,непрерывная работа восстановления и возрож- дения в организме производится инстинктивным разумом ( подсоз- нанием ) и разумом клеток ..." [ 124 ]. Все описанное очень напоминает функционирование хорошо сбалансированного человеческого сообщества,причем группами граждан-клеток можно,оказывается,управлять сознательно. " ... существует иной способ влияния на деятельность кле- ток - повторение определенных слов ( метод " уговаривания " ). Слова сосредотачивают внимание и волю на центре расстройс- тва,постепенно восстанавливая порядок в среде бастующих кле- ток ",- очень похоже на записи в дневниках Матери,- " они снаб- жаются запасом праны,и в это же время происходит усиленный при- ток крови,питательных и строительных материалов. Метод " уговаривания " основан на наличии у клеток разума, вследствие чего они способны воспринимать пожелания и приказы сознания ... Примеры применения метода " уговаривания " при стойких па- тологических изменениях ( лечение болезней ) : 1).Лечение печени ( подобные слова можно говорить многим органам ).Легко похлопайте место органа,говорите приб- лизительно следующее : " Слушай,печень,ты должна рабо- тать лучше.Ты что-то слишком разленилась.Надеюсь,что ты исправишься,принимайся-ка хорошенько за работу,я тебе приказываю." Клетки печени находятся на низком уровне клеточного разума,и им необходимо твердое приказание. 2).Лечение сердца.Здесь необходима более мягкая манера об- ращения.Клетки сердца имеют более развитый разум и тре- буют осторожного и бережного отношения.Скажите сердцу, что вы надеетесь,что оно станет лучше работать.Скажите это мягко,избегайте резких выражений и понуканий. 3).Желудок имеет клетки с более развитым разумом,чем пе- чень,но уступает сердцу. 4).Очень послушны другие органы,связанные с пищеварением. Примеры метода " уговаривания " при нестойких патологичес- ких изменениях : 1).Прекращение головной боли. 2).Согревание озябших ног. 3).Регулирование кровообращения всего организма." [ 125 ]. И,наконец,самое интересное,- это переход,точнее,- возмож- ность перехода от строго централизованной системы управления организмом к децентрализованной,то есть не полностью децентра- лизованной,а смешанной,в которой сочетаются методы централизо- ванного управления с методами децентрализованного управления. " Клетки любой части тела могут стать носителями сознания ( одушевленными ) с помощью сосредоточения. С помощью волевого усилия мы направляем сознание к нервным клеткам в любую часть тела ( если это клетки с таким же свойст- вом,как и клетки серого вещества ),и эти клетки могут стать но- сителями сознания,как высшие клетки серого вещества.Можно при- многочисленные примеры,когда другие нервы брали на себя функции погибших.Приспособляемость и эластичность нервов велика. Одушевление любой части тела достигается практикой.Тот,кто занимается сосредоточением,может сам сделать свои клетки ( в любой части тела ) проводниками токов более высокого порядка. По прошествии определенного времени при направлении созна- ния к нервным центрам какой-либо части тела произойдет реакция ( но не настолько сильная,чтобы можно было использовать часть тела для мышления ) : нервные центры возбуждаются,и чувствуется покалывание от циркулирования крови и тепла. Если в течение ряда лет мы будем направлять сознание на определенную группу нервов,они начнут развиваться и передавать более высокое направление сознания.Таким образом мало-помалу мы сможем одушевить каждую часть тела и сделать ее сознательной. Примером этому служат подготовленные йоги,которые могут полнос- тью прекратить работу пищеварительных органов и сердца." [ 126 ]. ПРИМЕЧАНИЕ : " Каждый человек ... это сгусток огромного мира,наполненного чувствами,мечтаниями,разумом и еще не трону- тыми внутренними силами,которые,а я в это верю,способны пере- хитрить любую тяжкую болезнь и справиться с ней." [ 153 ]. КЛЕТОЧНЫЙ РАЗУМ : П.Д.УСПЕНСКИЙ. Наконец,очень интересен подход П.Д.Успенского к проблемам, связанным с клеточным строением человеческого организма и функ- ционированием различных клеток,а в особенности - клеток мозга ( писал он об этом в 1912 - 1929 гг.двадцатого века ). " Одно из самых таинственных явлений в жизни человеческого организма - история жизни мозговых клеток.Наука с большей или меньшей определенностью установила ( и это можно считать науч- ным фактом ),что клетки мозга не размножаются подобно клеткам других тканей.Согласно одной теории,все клетки мозга появляются в очень раннем возрасте ; согласно другой,число их увеличивает- ся,пока организм не достигнет возраста двенадцати лет.Но как увеличивается их число,из чего они вырастают,- остается загад- кой. Рассуждая логически,наука должна была бы признать клетки мозга бессмертными по сравнению с другими клетками. Это почти все,что можно сказать о клетках мозга,если исхо- дить из признанной наукой основ.Но общепризнанные факты далеко не достаточны для понимания природы жизни этих клеток.Придется игнорировать слишком многие явления,если не принять теорию не- изменного запаса,который только и делает,что все время уменьша- ется.Данная теория полностью противоречит другой теории,утверж- дающей,что мозговые клетки в больших количествах гибнут или сгорают при каждом мыслительном процессе,особенно во время нап- ряженной умственной работы.Если бы дело обстояло так,их хватило бы ненадолго,даже если бы в начале жизни их число и было огром- ным ! Помня обо всем этом,мы вынуждены признать,что жизнь кле- ток мозга по-прежнему остается необъяснимой и слишком непонят- ной.Тем более,что в действительности ( хотя наука и не признает этого ) жизнь клеток очень коротка,а замещение старых клеток новыми происходит постоянно ; процесс этот можно даже ускорить. В пределах настоящей книги нет возможности доказать данное по- ложение.Для существующих научных методов любое наблюдение жиз- ни индивидуальных клеток в человеческом организме - почти неп- реодолимое затруднение.Если,однако,исходить из чистой аналогии, можно предположить,что клетки мозга рождаются от чего-то,подоб- ного им ; если одновременно считать доказанным,что клетки мозга не размножаются,тогда придется допустить,что они развиваются, ЭВОЛЮЦИОНИРУЮТ из каких-то других клеток. Возможность регенерации,эволюции и трансформации клеток одного рода в клетки другого рода определенно установлена,ибо, в конце концов,ВСЕ клетки организма развиваются из одной роди- тельской клетки.Единственным остается вопрос : из клеток какого рода могут эволюционировать клетки мозга.Наука не в силах дать на него ответ. Можно только сказать,что если клетки определенного вида регенирируют в клетки мозга,они ИСЧЕЗАЮТ на предыдущем плане, оставляют мир своего вида,УМИРАЮТ на одном плане и рождаются на другом,подобно тому как личинка бабочки,превращаясь в гусеницу, умирает как личинка,перестает быть личинкой ; а куколка,стано- вясь бабочкой,умирает как куколка,перестает быть куколкой,то есть оставляет мир своего рода и переходит на другой план бы- тия. Подобным же образом будущие мозговые клетки,переходя на иной план бытия,перестают быть тем,чем были раньше,умирают на одном плане бытия и начинают жить на новом.И,оказавшись на этом новом плане,они остаются невидимыми,неизвестными,управляя при этом жизнью других клеток - или в их собственных интересах,или в интересах всего организма в целом.Часть их деятельности сос- тоит в том,чтобы в более развитых тканях организма находить клетки,которые способны эволюционировать в мозговые,ибо клетки мозга сами по себе размножаться не могут. Таким образом,во взаимоотношениях мозговых клеток с други- ми клетками тела,мы обнаруживаем аналогию с отношениями внут- реннего круга человечества к его внешнему кругу." [ 127 ]. ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ ( МОЗГ ). Мозг высших животных и особенно человека представляет собой невероятно сложную многоструктурную систему.Он сос- тоит из 15-17 миллиардов нервных клеток,связанных между со- бой множеством специальных нервных отростков,получающих и пе- редающих нервные импульсы,несущие различные сигналы.Каждая клетка может осуществлять тысячи нервных контактов (синап- сов) с другими клетками.Эти контакты передают различные ви- ды информации от одной нервной клетки (нейрона) к другой, от одного функционального участка мозга к другим.Носителями такой информации могут быть не только биоэлектрические импуль- сы,но и различные химические соединения,например,нейропептиды или нейрогормоны - особо активные химические вещества. Ней- роны мозга и особенно коры больших полушарий объединены в осо- бые функциональные группы и постоянно заняты обработкой и преобразованием информации,поступающей в мозг извне - от ок- ружающей человека среды и от внутренних органов его тела. На основе этой информации мозг осуществляет деятельность по управлению всеми органами тела и вырабатывает решения,лежа- щие в основе действий человека ... В последние годы было установлено,что правое и левое полушария высших животных и человека выполняют разные функ- ции.В правом скапливается,обрабатывается и хранится в виде памяти образная,чувственная информация о внешнем мире (ощу- щение звуков,запахов,зрительные образы и тому подобное ).В ле- вом же хранятся своего рода правила и нормы деятельности.