ОТВЕТ ФИЛОСОФОВ ( СОЗНАНИЕ ). Современные философы считают,что развитие разнообразных форм отражения привело к возникновению сознания. ОТРАЖЕНИЕМ называется процесс,при котором результаты воз- действия одной системы на другую,сохраняются в виде следов,вос- производящих особенности воздействующей системы.Результат отра- жения назовем информацией и обозначим ее I. A B _______ _______ : :------------------------->: @1 : : :------------------------->: @2 : : : . . . : ... : : : . . . : ... : : :------------------------->: @n : ------- ------- Система A воздействует на систему B с образованием следов. Здесь I = @1 + @2 + ... + @n.Характеристики информации в данной части курса не рассматриваются. В кибернетике информацией считается отраженное разнообра- зие. Простейшие формы отражения можно наблюдать в мире неорга- нических веществ.Так,например,поверхность лужи хранит сведения о своей истории,плоское зеркало отражает свет,фотобумага запе- чатлевает различные изображения и так далее. КЛАССИФИКАЦИЯ ОТРАЖЕНИЙ : 1).МЕХАНО-ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ.Свойственно для не- живой материи.ПРИМЕР - столбик ртути в термометре опус- кается и поднимается,зрачок глаза сужается и расширяет- ся ( последнее показывает,что данный тип отражения при- сущ и живой органической материи,акцент же здесь дела- ется на неживую материю,потому что другими типами отра- жений она не обладает ). 2).РАЗДРАЖИМОСТЬ.Свойственно для живой материи ( однокле- точные структуры ).ПРИМЕР - инфузория туфелька попала в агрессивную среду и стремится выбраться из нее. 3).ОЩУЩЕНИЯ.Свойственно для живой материи ( многоклеточные структуры ).ПРИМЕР - собака обожгла лапу у огня. 4).СОЗНАНИЕ.Свойственно живой материи ( человек - общест- во ). Итак,еще раз : ОТРАЖЕНИЕ - это свойство объектов реального мира реагировать на воздействие таким образом,что в этой реак- ции сохраняется,фиксируется и воспроизводится характер внешнего воздействия. Сознание есть свойство мозга,это некоторое отношение между мозгом и миром,некоторая деятельность человека по созданию,пре- образованию и использованию мысленных образов действительности. ЖИВЫЕ СИСТЕМЫ. По Энгельсу жизнь - это особая форма существования белко- вых тел ( нуклеиновых кислот ),связанная с такими функциями,как обмен веществ,самосохранение,самовоспроизведение и так далее. Живые системы не просто отражают,но на основе отражения выраба- тывают определенный тип поведения и приспособления к окружающей среде.Примеры - изменение окраски,поворот к солнцу и так да- лее - все это называется раздражимостью. У более сложных живых систем возникает совокупность услов- ных ( это те,которые приобретаются ) и безусловных ( это те,ко- торые передаются по наследству ) рефлексов. У высших животных появляется дифференцированная нервная система и ее регулирующий центр - головной мозг. Таким образом,развитие природы создает необходимые предпо- сылки для возникновения сознания.Однако решающую роль в этом сыграла трудовая общественно-историческая деятельность людей ( с точки зрения диалектического материализма ).Этот вопрос на- шел свое отражение в работе Энгельса " Роль труда в процессе очеловечивания обезьяны ".Работа была опубликована в статье " диалектика природы ". Возникновению сознания предшествовал длительный подготови- тельный период - переход обезьян к прямохождению,в результате чего для труда освободились руки.В начале трудовая деятельность заключалась в изготовлении орудий,в ее ходе шел процесс получе- ния информации об окружающем мире и передачи ее другим людям, для чего потребовалось возникновение членораздельной речи - языка.В дальнейшем труд и членораздельная речь стали двумя главными факторами,способствовавшими превращению мозга обезьяны в мозг человека.На этой основе возникает сознание как атрибут человеческого общества. В ходе трудовой деятельности возникают сложные социальные связи между людьми - ассоциацией мыслящих существ.Процесс воз- никновения ассоциации называется социализацией.Выпадение же из социума называется процессом десоциализации.Десоциализация при- водит к деградации личности.Пример : в 1920 году в Индии были найдены две девочки в возрасте полутора и восьми лет.Их подоб- рали и выкормили волки.Внешне найденные дети не отличались от людей,но их поведение было,как у волков.Они видели в темноте, никогда не смеялись,обнюхивали пищу,подобно хищникам,выли.Через много лет их словарь составлял всего лишь несколько слов.Сегод- ня известно около двадцати примеров,подобных описанному выше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО - это ассоциация мыслящих существ ( людей ),- преобразующих мир в процессе трудовой целенаправ- ленной деятельности,средством общения которых является язык.Из этого определения можно вывести смысл жизни.Если человек - часть общества,то смысл его жизни способствовать поступательно- му движению общества.Но перед этим он должен развить то,что да- но ему природой.Иначе он не может быть счастлив. СУЩНОСТЬ СОЗНАНИЯ. 1).СОЗНАНИЕ - это идеальное отражение действительности. Функцией сознания материя превращается как бы в свою противоположность образы в голове не имеют цвета,запа- ха,вкуса.Сознание - это интегральная функция мозга,а образы - идеальные психические слепки действительности. В различных трактовках сознания как у материалистов,так и у идеалистов существовало много крайних подходов. В восемнадцатом веке сторонники вульгарного материализ- ма утверждали,что сознание - это обычная физиологичес- кая функция мозга,мозг выделяет сознание,как печень желчь.По данным современной науки сознание - это элект- рофизиологический процесс,протекающий в коре головного мозга. 2).СОЗНАНИЕ - целенаправленное отражение действительности. В отличие от животных ( в том числе и высших ) человек активно действует в окружающем его мире.Такое активное отношение приобретает форму идеальных побудительных це- лей.По Марксу даже за еду и питье человек принимается при наличии цели.Вначале возникает идея,потом она воп- лощается в действительность.Формирование идеалов - это высшая форма целеполагающей деятельности людей.Идеал - это целостная модель действительности ( включая буду- щее ).Модели будущего сегодня - особая форма сплочения социальных сил общества,направленных на решение задач : экономических,социальных,политических, морально-этичес- ких,эстетических и других. Идеалы могут быть утопическими и реакционными,например, фашистский гимн.Сегодня за утопичность критикуют комму- нистические идеалы ; хотя различные варианты реализации коммунистических идей встречаются на протяжении всей человеческой истории и некоторые мотивы коммунизма мож- но увидеть даже в христианстве. 3).СОЗНАНИЕ - это обобщенное отражение действительности. В отличие от животных человек способен обобщать отража- емую действительность и,следовательно,он способен к раскрытию ее сущностных связей и отношений,а также за- конов объективного мира.На основе такого знания он мо- жет активно и целенаправленно изменять этот мир. Академик Павлов называл мышление высшей формой приспо- собления к действительности ( в философском смысле ). Животным подобное приспособление тоже присуще,но только в зародыше.Животные чем-то похожи на современные компь- ютеры - они знают,как сделать что-либо,уже показанное им,но не знают " что делать " вообще. Обобщение окружающей и отражаемой действительности осу- ществляется на двух уровнях : 1).эмпирическом - это вс- крытие простейших связей и отношений ; 2).теоретическом уровне - когда вскрываются фундаментальные глубинные связи.Результаты обобщения закрепляются в понятиях,тео- риях,концепциях,гипотезах и так далее. 4).СОЗНАНИЕ - это эмоциональное отражение действительнос- ти. По Марксу человек утверждается в действительности пос- редством не только мышления,но и чувств.К простейшим чувствам можно отнести такие,как чувство голода,страха и так далее.Высшие духовные чувства - это патриотичес- кие,эстетические,чувство прекрасного и другие.Особую роль высшие духовные чувства играют в литературе,искус- стве,религии. Многие формы общественного сознания ( искусство,напри- мер ) не могут быть поняты без учета эмоциональной сос- тавляющей.В противном случае в искусстве нет идей ( так считал Белинский ).В реакционном искусстве тоже есть идей. Обычные человеческие чувства приобретают эмоциональную окраску в религии.Это учитывают различные секты,порабо- щая ( чувственно-эмоционально ) людей. 5).СОЗНАНИЕ - это самосознание. На определенном этапе развития человек начинает позна- вать самого себя.Этот процесс связан с оценкой досто- инств и недостатков,он протекает,порой,в крайне мучи- тельных формах.Познать себя - это очень сложно.По Гер- цену процесс самопознания приводит к формированию внут- реннего революционного трибунала.Пример - суд Расколь- никова над самим собой в книге Достоевского " Преступ- ление и наказание ". В философии существует раздел о самопознании.Он называ- ется теорией самопознания. 6).СОЗНАНИЕ и подсознание. В человеческой психике есть аспекты,четко не осознающи- еся людьми.Примеры - неосознаваемые действия в состоя- нии гипноза,болезни,бреда,наркотиков,интуитивные откры- тия в науке.Существование науки без интуиции вообще не- возможно.А интуиция не возникает на голом месте.Обычно ученый долго ищет решение какой-то проблемы,потом может вообще прекратить думать о ней,но работа по поиску ре- шения продолжается непрерывно в подсознании,и если она результативно завершена,возникает озарение.Интуиция - это сложносокращенный способ достижения истины,в ко- тором присутствуют формальные и неформальные моменты. Неформальные моменты точно не могут быть описаны. В конечном счете сознание контролирует подсознание,но не непосредственно. Пример действия подсознания : у определенных социальных групп может возникнуть инстинкт агрессии,если этот инс- тинкт начинает заражать остальные слои общества,- тогда начинается война. МАТЕРИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОЗНАНИЯ.Прежде всего - это процессы, протекающие в коре головного мозга.Толщина коры всего два-четы- ре миллиметра,она состоит из нервных клеток - нейронов.Сущест- вуют отдельные зоны,отвечающие за различные психические функ- ции.Всего таких зон современная наука насчитывает пятьдесят две. Любая внешняя информация преобразуется в электродинамичес- кий код ( в нейронной сети ),который в коре мозга преобразуется в физиологический код,и,наконец,получаем идеальный код. Сознание - это высшая функция высокоорганизованной материи мозга,состоящая в идеальном целенаправленном и обобщенном отра- жении действительности,самопознании и саморегулировании поведе- ния человека.Сознание нерасторжимо связано с речью,является продуктом трудовой целенаправленной деятельности людей. СОЗНАНИЕ И ЯЗЫК. По Марксу язык - это непосредственная действительность мысли,ее вещественная оболочка,способ существования.Не бывает мыслей,оголенных от языка. Однако,существует и невербальное мышление,а перед формиро- ванием мысль вообще не имеет словесной формы. ФУНКЦИИ ЯЗЫКА : 1).ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ.Язык - это орудие обобщенного отражения действительности,результаты которого отражаются в поня- тиях ( материя,движение,время,человек и так далее ). 2).КОММУНИКАТИВНАЯ.Язык - это средство общения между людь- ми,нациями и государствами.По Марксу знание иностранных языков является орудием в жизненной борьбе. 3).ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ.Язык выражает не только мысли,но и чувст- ва,например,в литературе и искусстве. 4).ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ.По своему содержанию язык не классовый, но различные классы и группы используют его в различных целях.Реакция использует его как орудие демагогии,лжи, духовного разоружения народа.Для прогрессивных тече- ний язык - это средство сплочения,распространения прог- рессивных идеалов. Существуют еще ФОРМАЛИЗОВАННЫЕ ЯЗЫКИ ( в науках ).За такие языки науки подвергаются критике,потому что они не понятны ши- роким народным массам,которым наука пока что не принесла счас- тья.Но такие языки невозможно ничем заменить - потребовалось бы бесконечное множество высказываний,чтобы,например,со стопроцен- тной точностью определить следующую формулу : P = Px * e ** ( - r * g * h / k * T ). СОЗНАНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ : ЧЕЛОВЕК,МАКРОМИР. 1).Одним из важнейших факторов,который влияет на социаль- ную эволюцию необратимым и часто непредсказуемым обра- зом,является способность человека познавать предметы и явления физического мира и изменять их,что вносит глу- бочайшие изменения в саму жизнь.Это уникальное свойство человека,отличающее его ото всех остальных существ,в организованном и методическом виде становится тем,что мы называем " наукой и технологией ",поэтому понимание процесса развития последнего дает нам ключ к познанию будущего. [ 118 ]. 2).Сознание - это не только интеллект.Это интеллект плюс душа плюс дух.В ортодоксальной науке нет места ни душе, ни духу - все это отдается религии.Однако интеллект без души доводит любые достижения науки до политического абсурда.Такова реальность. [ 119 ]. 3).В момент сотворения ЭА пылающие обломки Хаоса,волны Пламени Неуничтожимого пронзили первозданный сумрак,и Тени расслоились - в Унголианте возникли серые области, и были даже такие места,где Свет задержался надолго,бу- дучи не в силах прорваться через завесу Тьмы.А там,где Свет столкнулся с Тьмой,возникло различие,а там,где различие - там движение,а где движение - там сила,а где сила - рано или поздно возникает сознание.И сознание возникло ... [ 120 ]. СОЗНАНИЕ И МОЗГ ; НЕЙРОНЫ,ГИРОМАТЫ,МИКРОМИР. " В основе созданного Николаем Александровичем Бернштейном научного направления - физиологии активности - лежит мысль о том,что " жизнедеятельность каждого организма есть не уравнове- шивание его со средой и с падающим на него со стороны потоком стимулирующих воздействий ( как думали раньше физиологи ),а ак- тивное преодоление среды,определяемое моделью потребного буду- щего ".Активность - существенная черта всех организмов,и она тем выше,чем выше на лестнице эволюции стоит живое существо.И наш мозг - не пассивное вместилище информации,а " машина актив- ная ",которая непрерывно планирует " потребное будущее ",строит модели своего поведения,делает вероятностный прогноз." [ 129 ]. " Отцам кибернетики нейрон представлялся сравнительно про- стым устройством,способным находиться либо в состоянии возбуж- дения,либо в состоянии покоя,подобием простого реле,которое ли- бо включено,либо отключено.Запомнить такое устройство могло ми- нимальное количество информации - то,что содержится в ответе " да " или " нет ".Однако исследования последних лет показали, что сам нейрон является сложнейшей системой,не элементом огром- ной машины - мозга,а " минимашиной ",заключенной в " макромаши- ну "- мозг и связанной с миллиардами подобных же " минимашин " множеством связей.Нейрон имеет несколько тысяч синапсов - мик- роскопических контактов,к каждому из которых подходит тончай- шее нервное волокно от соседнего нейрона,и все вместе они обра- зуют нейронную сеть.Ясно,что считать нейрон простым выключате- лем,работающим по принципу " да-нет ",уже нельзя.Это сложное устройство способно выполнять не менее сложные логические опе- рации : нейронные сети могут работать не только с двоичными сигналами,но и с сигналами,постепенно меняющимися ... ... Так мало-помалу от условных рефлексов ученые,исследую- щие мозг,спустились к биохимическим его первоосновам,к молеку- лярному уровню.Это предрекал еще Павлов,предсказывавший приход физиологии,которая " ... должна сменить нашу современную орган- ную физиологию и которую можно считать предвестницей последней ступени науки о жизни - физиологии живой молекулы ".Впрочем,су- ществуют гипотезы,согласно которым для понимания работы мозга надо опуститься еще на один этаж в строении материи,на атомный уровень,даже еще ниже - на уровень частиц.Только синтез кванто- вой физики и биологии произведет величайшую революцию в истории науки : мыслящее существо поймет,как оно мыслит,полагал извест- ный советский физик-теоретик профессор А.С.Компанеец.По его мнению,память вряд ли хранится в каких-то определенных,геомет- рически локализуемых клетках.Скорее,она находится в " простран- стве квантовых состояний ",неизмеримо более богатом,чем геомет- рическое пространство." Достаточно сказать,что даже в простей- шем случае одного атома это пространство бесконечномерное.Како- во же многообразие состояний в такой сложной системе,как чело- веческий мозг ! - писал А.С.Компанеец в статье " Физика и пси- хика ".- Трудно отделаться от подозрения,что мозг не просто сложнее любой современной вычислительной машины,а чем-то прин- ципиально отличен от нее." " Подозрения " Компанейца,высказанные им более двадцати лет назад,оправдываются.Физиологи и биохимики находят подтверж- дение гипотезам о молекулярной памяти,но эта память оказывается гораздо сложнее,чем предполагалось в шестидесятых годах,когда думали,что сведения в мозгу кодируются последовательностями ну- клеотидов в молекулах нуклеиновых кислот или другим подобным же образом.В кодировании участвуют,по-видимому,все уровни - и атомный,и молекулярный,и клеточный,хотя роль молекулярного,то есть химического,вырисовывается все отчетливей." [ 130 ]. " Наш мозг - продукт длившейся не одну сотню миллионов лет эволюции,в процессе которой одна структура как бы нанизывалась или насаживалась на другую.Самая древняя из них - так называе- мый продолговатый мозг.Возле него находится мозжечок,тоже очень древняя часть мозга,ответственная за равновесие тела и коорди- нирующая все наши движения.Над продолговатым мозгом надстроен мозг промежуточный.В нем находится эндокринная железа гипофиз, вырабатывающая гормоны и связанная с регуляцией всей внутренней секреции,гипоталамус,ведающий обменом веществ,теплообменом,не- которыми эмоциями и многими другими функциями организма.Над всеми ними,точно шляпка гриба,нависают два полушария,в которых сконцентрирована основная масса нервных клеток ; соединены меж- ду собой полушария мозолистым телом - толстой спайкой ткани." [ 131 ]. " Еще в 1966 году,на восемнадцатом Международном конгрессе психологов в Москве,Д.А.Поспелов выступил с докладом о гирома- те - устройстве,содержащим внутреннюю,развивающуюся знаковую модель мира ( термин " гиромат " был заимствован им у писателя- фантаста Станислава Лема ).Принцип гиромата лег в основу ситуа- ционного управления,разработанного Д.А.Поспеловым и его учени- ками,и позволил создать первую систему хранения ЗНАНИЙ ( а не данных ! ) в электронной памяти компьютера.На Всемирной конфе- ренции по искусственному интеллекту,проходившей в Токио в 1980 году,была организована особая секция когнитивной психологии,ис- следующей,как хранятся в нашей памяти знания о мире,как они ор- ганизованы в нашем сознании." [ 132 ]. " Физика частиц со спином таит немало других сюрпризов.Один из них связан с простым,на первый взгляд даже тривиальным,поня- тием вращения.В повседневной жизни нам всем приходилось сталки- ваться с процессом вращения.Представьте себе,что вы стоите в комнате,скажем,лицом к двери.Поворачиваясь вокруг своей верти- кальной оси,вы увидите перед собой все новые и новые участки стен и,повернувшись на сто восемьдесят градусов,окажетесь спи- ной к двери.Повернувшись еще на сто восемьдесят градусов,вы окажетесь в исходной позиции - лицом к двери,- совершив полный оборот.Мир будет выглядеть в точности таким,каким был до начала вращения.Казалось бы,что может быть проще и очевиднее. Но в мире субатомных частиц элементарный акт вращения при- водит к удивительному результату.При прохождении электрона че- рез магнитное поле определенной конфигурации его спин может по- ворачиваться на все больший угол,совершив в конце концов полный оборот на триста шестьдесят градусов.Основываясь на здравом смысле,естественно ожидать,что электрон вернется в исходное со- стояние.Однако это не так.Свойства электрона,совершившего пово- рот спина на триста шестьдесят градусов,заметно отличаются от свойств электрона,не подвергшегося воздействию.Чтобы вернуть в исходное состояние электрон,спин которого совершил поворот,его спин необходимо повернуть ДОПОЛНИТЕЛЬНО НА триста шестьдесят градусов,то есть заставить описать ДВА полных оборота.Только после этого не обнаружится сколько-нибудь заметного различия между " повернувшимся " и " неповернувшимся " электронами. Что это означает ? Очевидно,что в простейшем случае необ- ходим поворот на семьсот двадцать градусов,чтобы совершить пол- ный оборот,то есть вернуть мир в исходное состояние.Элементар- ная частица,например электрон, " ощущает " полный оборот в семьсот двадцать градусов.В мире людей и в случае крупных объ- ектов это свойство утрачено - мы не можем отличить один оборот на триста шестьдесят градусов от следующего.Следовательно,мы в некотором смысле лишь наполовину воспринимаем мир,доступный электрону ... ... Это странное " двойственное " представление о мире, присущее электронам и другим микрочастицам,принято считать фун- даментальном свойством природы." [ 128 ].