ТОЛЬКО ЛИ ЛЮДИ ОБЛАДАЮТ СПОСОБНОСТЬЮ ДУМАТЬ ? Вообще,пришельцы - это тема отдельного большого разгово- ра.Ей посвящено огромное количество научных работ,монографий, книг,статей.Заманчиво,конечно,если во Вселенной где-либо еще обитают существа,обладающие сознанием,пусть даже не таким, как наше.Ведь изначально неверно говорить о том,что разумом могут обладать только люди,хотя мы и привыкли вести себя так, будто способность к рассуждению,умозаключению,свойственна лишь нам,людям.Если так,то где же тогда кроются истоки челове- ческого интеллекта ? " И только ли хомо сапиенс способен рассуждать,решать логические задачи ? Возможно ли отыскать в поведении животных искры разума ? " [ 5 ]. Оказывается некоторые представители животного мира дей- ствительно обладают зачатками интеллекта,а кое-какие виды обезьян в прямом смысле " все понимают,только говорить не могут ",- ведь их даже можно научить языку глухонемых ! На мой взгляд,с материалистической точки зрения наи- более точную грань между разумом животного и разумом человека провел замечательный ( опять-таки американский ) пи- сатель Джек Лондон. [ 25 ].По его мнению,животные,даже такие умные,как собака,лишены способности рассуждать с нашей,челове- ческой точки зрения.Но,однако,крайне маловероятно,что их пове- дение определяется лишь условными и безусловными рефлексами, как нас учат в школе.Животные тоже делают умозаключения и при определенных условиях ведут себя достаточно разумно,хотя по Джеку Лондону [ 25 ] они просто воспринимают окружающий мир таким,каков он есть. Я сам был свидетелем нескольких примеров вполне разум- ного поведения братьев наших меньших.Так,в деревни у бабушки, где я гостил несколько лет назад,один хозяин очень строго воспитывал свою собаку,постоянно держал ее на цепи,часто до- водил до бешенства - ему был нужен хороший цепной пес.Я вти- хомолку подкармливал собаку,гладил,ласкал.И вот однажды хозя- ин нас чуть не поймал на " месте преступления ".Так что бы вы думали сделал пес,почуяв своего мучителя ? Он быстренько спрятался в конуру,хотя обычно всегда встречал своего хозя- ина грозным рычанием и даже палка не могла заставить его от- ступить.Попробуйте объяснить,почему он так поступил.Как будто меня боялся подвести ! Какие уж тут рефлексы. Или еще один пример.На этот раз из жизни домашних птиц - самых глупых созданий,как утверждают ученые.Известно,что в куриной семье петух выполняет роль господина и защитника.По- пробуйте-ка обидеть курицу - он вам сразу покажет,где раки зимуют ! Так вот стоило мне как-то раз взять топор - наколоть дров - петух сразу налетел на меня будто бешеный.И это понят- но - в деревне кур режут топорами.Но почему тогда соседский петух относился к топору совершенно спокойно ? Условия-то су- ществования у всех птиц в деревне совершенно одинаковы ! Как объяснить подобное расхождение в поведении ? У одной птицы в ответ на один и тот же условный раздражитель условный рефлекс выработался,а у другой - нет,так что ли ? Но тогда это про- тиворечит учению о рефлексах академика Павлова.Если у двух животных вырабатывать один и тот же рефлекс,то он обязательно появится. По-моему,человек просто поставил себя в центр мироз- дания,подобно тому,как он раньше ставил в центр Вселенной Землю.Да,самомнения у нас всегда хватало.Дескать,только мы разумные,а все остальные вокруг нас - безмозглые твари.Кажется, давно уже надо все вернуть на круги своя,и не умаляя досто- инства,поставить себя на соответствующее место. Кроме того,по последним данным [ 6 ] можно предположить, что на Земле существовала возможность появления разумных существ задолго до рождения первого человека. " Размер головного мозга ( а следовательно,и способность к сложному,многофункциональному поведению ) возрастала у сте- нонихозавров столь же быстро,как и у прапраобезьян ... А если бы динозавры не вымерли?Канадский палеонтолог Дейл Рассел предположил,что они стали бы со временем разумны- ми существами.Еще за долго до появления человека заняли бы трон " царей природы ".Ученый кропотливо проследил за эволю- цией стенонихозавров на протяжении всех двенадцати миллионов лет,отведенных этому виду.А потом экстраполировал ее вплоть до возникновения " дино сапиенса ". Как же должны были выглядеть эти удивительные сущес- тва ?.. Они не стали бы копией человека.Дейл Рассел сделал реконструкцию этого существа.Трехпалые кисти рук,напоминающие промышленные манипуляторы-захваты,огромные,в четверть лица, глазницы с щелевидными зрачками;тело,покрытое прочной чешуей. Рост нашего несостоявшегося собрата по разуму ... один метр тридцать пять сантиметров ". [ 6 ]. Таким образом,человек едва ли владеет монополией на со- знание,разум.Мы даже вообще могли не появиться,если бы разум- ные дино сапиенсы воздействовали на природу так же,как люди. Хочется привести еще один пример,показывающий,насколь- ко быстро могут рушиться старые догмы.Не так давно считалось, что творческие процессы,такие как сочинение стихов,музыки являются исключительно прерогативой человека,потому что для сочинения стихов и музыкальных композиций необходимо придавать созданному тобой осмысленные формы,иначе получится бессмыс- лица;то есть любой стихотворец обязательно должен обладать соз- нанием. И что же ? Сегодня вычислительные машины с легкостью пишут стихи и сочиняют музыку : СТИХИ,НАПИСАННЫЕ МАШИНОЙ. Добрый реет шелест Плачет пустота Слушают качели И поет беда Стань покорно горе Томно тишь летит И прозрачно море Тайно шелестит И бежит земная Незаметно тень Медленно лесная Славит влажный день " Стихи создают иллюзию осмысленности,хотя как раз смысл программой и не учитывался.При четком ритме и рифмовке вооб- ражение читателя осмысливало текст стихотворных строк ".[ 26 ]. Так быть может стихосложение - это не такой уж и творческий процесс,если он стал доступен вычислительной технике ? Может,и большинство " средних " поэтов точно так же штампуют свои стихи,не очень-то заботясь о смысле ? Какое же тогда это творчество ? " Это подтвердил и эксперимент,проведенный ... во все- союзной группе " Статистика речи ",руководимой профессором Р.Г.Пиотровским.Моделью для машинного порождения стихов пос- лужили взятые из поэмы " Трагедийная ночь " Александра Безы- менского строки-брахиколоны,где каждая строка состоит из од- ного односложного слова : Крут прям Злой гак Не кран А маг. Машина,используя введенный в ее память запас односложных слов,порождала новые тексты,оставляя неизменными пятую и седь- мую строки исходного ( " не " и " а " ).В результате получа- лись тексты,наподобие следующих : Хром Ал пьян рдян Злой Мой враг флаг Не Не пан вран А А рак мак После того,как машинные тексты были написаны,их предъ- являли вместе с исходным текстом Безыменского студентам,пре- подавателям,просто любителям поэзии.И многие из них оценили машинные стихи выше,чем фрагмент из " Трагедийной ночи " ! " [ 46 ]. Если же от имитации перейти к моделированию " образ- ного " правого и " формального " левого полушарий в их сов- местной работе,то машина может писать стихи,используя даже поэ- зию скальдов ! Образец стихов,которые может писать ЭВМ,работающая по программе " Скальд " : ХВАЛА МЕЧУ ХУЛА ВОРОНУ Мчи, Вран, меч, вран, Серп Вор сеч, ран, Бич Гриф битв, гроз, Брат Гусь бритв. слез, Быстр, Сохл, остр, плох, Шустр, Трухл, востр. рухл, Страж Дряхл, страд, чахл, Страх Затхл, стад. тускл, Мчи, Жухл, меч! слаб, Бей, Жрун меч! жаб... Бич Брр, битв, вран, Серп дрянн, сеч ! [ 47 ]. дран ! [ 47 ]. И наконец,заканчивая разговор о компьютерном творчес- тве,приведу еще несколько стихотворений,написанных машиной, правда,здесь ей немного помогал человек : [ 27 ]. * Я хочу,чтобы вы представили себе далекое будущее, может быть,многие тысячелетия спустя,когда человечество (если оно выживет) раскидает по огромным просторам Галактики, где расстояния меряются продолжительностью человеческой жизни. * Я хочу,чтобы вы представили себе наших потомков, странствующих из поколения в поколение в поисках миров,где можно приютиться. * Эту поэму я посвящаю детям,рожденным в этих странствиях, в безбрежных межзвездных пустотах, для которых города и леса Земли - это лишь легенда. ПАВАНА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДАЛЕКОГО КОСМОСА. Ледовые миры, Населенные призраками планет, Ледовые миры, Арктур,Андромеда и Вега, На орбитах,затерянных в звездной пыли, Средь хрустальной вечности. Ваше семя раскидано и горит алмазами бесконечности, Затерявшись в пустом океане, В шаг с мерным танцем Вселенной Кружась и кружась на орбитах. Я тоже - дитя вечности: и подо мной,куда ни глянь,целая жизнь. Ваше семя рассеяно средь хрустальной вечности по дороге без цели и без конца. Всполохи Солнца,всполохи звезд, Марс,Венера,Юпитер,Сатурн. И подо мной,куда ни глянь,целая жизнь. Рожденные из тьмы, Заблудившиеся в дворцах вечности, Освещенные алмазами бесконечности, Земли по имени Нигде. Ваше семя рассеяно по черным световым годам (Всполохи солнца,всполoхи звезд). Я тоже - дитя вечности. Я путешествую в компании комет, рожденный когда-то и потерявшийся в звездной пыли, Освещенный алмазами бесконечности. И подо мной,куда ни глянь,целая жизнь. Марс,Венера,Юпитер,Сатурн,затерянные в пустом океане, Кружась по орбите в пути без цели и без конца, ...Процион,Эридан,Ригель... Освещенный алмазами бесконечности, Я путешествую в компании комет. Не знаю,как у других,но у меня после таких стихов язык просто не повернется назвать вычислительную машину безмоз- глой дурой.Конечно,нашей технике далеко до совершенства.За- чатки интеллекта у ней,во всяком случае,явно проглядываются,а по умении делать логические выводы в соответствии с програм- мой она явно превосходит братьев наших меньших.Что же каса- ется сознания,то о каком сознании можно говорить,если мозг отделен от тела ? Попробуйте научить чему-нибудь голову,от- деленную от туловища,если у ней нет ни малейшего представле- ния об окружающем ее мире.Сознание любого субъекта формируется в процессе познания окружающей его действительности.Любой са- мопрограммируемый робот будет уже,несомненно,обладать опре- деленным уровнем сознания.И чем больше он будет двигаться,чем больше знаний он накопит и систематизирует,тем больше он бу- дет умнеть в самом прямом смысле этого слова. ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ; ОБЩИЙ ОБЗОР. [ 145 ]. С разработкой первых ЭВМ связано появление проблемы искус- ственного интеллекта,причем рост круга вопросов,которые отно- сятся к ней,прямо пропорционален росту возможностей ЭВМ и сферы их применения.В настоящее время проблема искусственного интел- лекта обсуждается не только специалистами по созданию и исполь- зованию ЭВМ,но и математиками,экономистами,философами,лингвис- тами и специалистами других областей.При этом на начальном эта- пе работы наиболее острые споры вызывали два вопроса : какова глобальная цель подобных исследований и какова их глобальная стратегия ? Является ли их целью познание феномена естественно- го интеллекта и нужно ли копировать тот путь,по которому шла природа,создавая этот феномен ? Теперь центр тяжести перенесен на обсуждение путей и методов исследования в областях,относя- щихся к кругу проблем искусственного интеллекта.По-прежнему об- суждаются следующие важные вопросы : принципиальная возможность создания искусственного интеллекта на основе компьютерных сис- тем ; будет ли искусственный интеллект ЭВМ,если его удастся со- здать,подобен человеческому по форме восприятия и осмысленности реального мира или это будет интеллект совершенно иного качест- ва ; есть ли возможность уже сегодня сделать ЭВМ подлинными " усилителями " интеллектуальной,творческой деятельности чело- века,учитывая способности компьютеров оперировать с большими объемами данных при высоком быстродействии и целый ряд других. В последние годы исследования в области искусственного ин- теллекта вступили в новую фазу.Неожиданно для многих эта об- ласть науки,считавшаяся прежде чисто теоретической,дала толчок к созданию практически полезных и интересных систем.И такими системами оказались не только роботы,но и так называемые экс- пертные системы,которые позволяют надеяться на использование уже в скором времени ЭВМ в совершенно новом качестве - как ин- теллектуального помощника человека.Давно уже ведется разработ- ка пятого поколения ЭВМ,основное отличие которого от предшест- вующих в том,что новые ЭВМ должны быть оснащены системами пред- ставления знаний в той или иной области человеческой деятель- ности." Такие ЭВМ будут способны самостоятельно строить цепочки логических заключений,давать рекомендации человеку при принятии им решения,проводить семантический анализ огромных массивов ин- формации. " [ 58 ]. В основу этой и нескольких следующих глав положены публи- кации советских и зарубежных авторов : философов,кибернетиков, лингвистов ; материалы дискуссий в рамках " Круглого стола " журнала " Вопросы философии " последних десяти лет по проблеме искусственного интеллекта.