СВЕРХРАЗУМ НА ЗЕМЛЕ ? Давайте теперь вернемся из мира электронов на Землю и об- ратим взгляд на природу,которая,быть может,более чувствитель- на к существованию в нашем мире каких-то высших сил.При ближайшем рассмотрении оказывается,что можно обнаружить массу интересного в жизни живых организмов.Возьмем,к примеру,тех же термитов.Многие тысячи их участвуют в строительстве термитни- ка,причем все вместе они составляют гигантский организм,работа- ющий как единое целое.И результат их труда - сложнейшее соо- ружение,представляющее собой настоящий город под куполом со строгой,четкой системой ходов,обеспеченных вентиляционными ка- налами,со складами для продовольствия,с отдельными помещения- ми для королевы и личинок. Если строящийся термитник перегородить так,чтобы насеко- мые,находящиеся в одних его частях,были изолированы от насе- комых в других частях,то,несмотря на это,строительство будет продолжаться по той же необычайно сложной схеме,а каждый ход, вентиляционный канал или помещение,которые окажутся разделенны- ми перегородкой,будут приходиться точно на стыке одно против другого. Не правда ли,вышесказанное наводит на размышление ? Конеч- но,многие сразу же скажут : " инстинкт " ! Но что такое инс- тинкт ? Откуда он вообще берется ? Каким образом обмениваются информацией насекомые,находясь в изолированных помещениях ? Кроме того,один-единственный термит не способен вместить всю полноту информации о сооружении в целом.Он даже не сделает попытки построить для себя одного хотя бы что-нибудь подобное. Теперь можно предположить,что носителем информации явля- ется либо вся совокупность особей,либо информация приходит от- куда-то извне,по неизвестным для нас каналам,и может воспри- ниматься не отдельной особью,а целой популяцией.Что это тогда такое ? Воздействие каких-то высших сил,Мирового разума ? ? А почему нет ? Полностью исключить подобное нельзя. " - Возьмите двух или трех термитов,- пишет француз- ский энтомолог Луи Том,- и ничего не изменится,но если вы увеличите их число до некоей " критической массы ",произойдет чудо.Будто получив важный приказ,термиты начнут создавать рабочие бригады.Они примутся складывать один на другой малень- кие кусочки всего,что им попадется,и возведут колонны,которые затем соединят сводами,пока не получится помещение,напоминающее собор." [ 8 ]. Значит ли все это,что популяция насекомых обладает соз- нанием или,по крайней мере,каким-то сверхзнанием,раз она знает, что делать,как делать и когда делать ? " Таким образом, " Большое знание ",знание о сооружении в целом,возникает только тогда,когда налицо некое сообщество особей." [ 8 ]. И подобное явление наблюдается не только у термитов.Са- ранча обычно следует строго определенным маршрутом,через пусты- ни,к долинам,где есть корм." Но если из общего потока изъять отдельную особь,она тут же теряет направление и будет беспоря- дочно бросаться то в одну,то в другую сторону.Отдельно взятая особь не знает ни направления движения,ни цели.Стая знает." [ 8 ]. Откуда ? Как и какими путями происходит прием и обработка информации ? Почему одно насекомое обречено на гибель ? Неужели действительно кто-то или что-то управляет всеми процессами в живой природе ? Слова сатаны [ 7 ] вроде бы даже находят почти прямое подтверждение в этих фактах. Птицы тоже летят стаями,причем считалось,что впереди летят самые старые и опытные,показывая молодым дорогу.Но оказалось не так. " Японский орнитолог,профессор Ямамото Хиросукэ,установил, что у перелетных стай практически нет ведущего.Случается,что во время перелета во главе стаи оказывается чуть ли не птенец.По данным Ямамото Хиросукэ из десяти случаев в шести во главе стаи может оказаться молодая птица,появившаяся из яйца только этим летом.Ясно,что она не может " знать " традиционных путей пере- лета,простирающихся порой на тысячи километров." [ 8 ]. Как и в других видах,знание это - " Большое знание " - существует только пока птицы находятся вместе,пока они соста- вляют некую " критическую массу ".Оставшись одна,птица практи- чески неизбежно погибает. " Подобный же эффект " критической массы ",очевидно,су- ществует и у рыб.Были поставлены опыты,в ходе которых в по- исках выхода рыбам приходилось плыть по лабиринту.Оказалось, что верное направление группа рыб выбирает быстрее,чем рыбы, плывущие поодиночке." [ 8 ]. Вряд ли это просто случайное совпадение.По всей види- мости,мы опять имеем дело с непонятной нам передачей информа- ции. " Помимо " Большого знания ",стае,стаду,популяции оказы- вается присущ еще один феномен.Возникает он также только тогда,когда собирается вместе некая масса особей,значительное их число. " - Стая саранчи,- отмечает исследователь,- огромные тучи красноватого цвета,опускаются и взлетают,словно по команде." Взлетают не так - сначала одна,потом другая,затем,как бы по примеру их,остальные.Происходит это так,как если бы кто-то скомандовал : " Раз,Два,Три ! " Как если бы скомандовал.Кто ? Когда движется живая стена саранчи,отдельную особь,нахо- дящуюся в общей массе,невозможно остановить.Невозможно заста- вить ее изменить движение,свернуть с пути. " - Насекомые,- по свидетельству Реми Шовена,- обходили препятствия,переползали через стены,проходили сквозь кустар- ники,даже бросались в воду и огонь и неудержимо продолжали двигаться в том же направлении.Тщетны оказывались любые попыт- ки исследователей преградить путь " словно загипнотизированным насекомым ".Словно загипнотизированным.Подчиненным чьей-то во- ле.Чьей ? Что это за импульс,не только подчиняющий себе каждую от- дельную особь,но и подавляющий в ней,казалось бы,самый мощный инстинкт живого - инстинкт самосохранения ? Насекомые ведь бро- сались в огонь,шли в воду,если они оказывались на их пути. Но не сворачивали с направления,в котором двигались.Или в ко- тором как бы двигала ими некая воля,лежащая вне каждой от- дельной особи." [ 8 ]. Кроме термитов муравьи и пчелы тоже создают очень сло- жные сооружения," а бобры не только строят хатки с крышами и подземными ходами,ведущими в водоем,но и сооружают насто- ящие плотины;загоняя в дно реки или ручья специально заост- ренные колья,они переплетают их ветками,засыпают камнями и об- мазывают илом,причем оставляют проход для стока воды и регули- руют его в зависимости от ее уровня в водоеме." [ 41 ]. В общем,совершенно непонятно,почему " стая птиц сохраняет строй,осуществляет повороты " все вдруг " с завидной четкостью, разом садится на дерево,разом взлетает.Кто управляет этой ко- мандой,да и управляет ли ? Почему вдруг огромные массы лемингов направляются к морю и топятся ? А киты выбрасываются на берег и погибают ? Какая сила гонит их к гибели ?.. " [ 29 ]. Приведем еще один пример интегративных особенностей большой СИСТЕМЫ,состоящей из огромного количества живых существ. " Я и сам не знал ( и теперь не знаю ),из чего состоит ку- ча ( стая ) мошек или комаров.Вся стая перемещается в простран- стве значительно медленнее,чем двигается отдельное насекомое.Но стая перемещается дружно,вся целиком,только слегка изменяя вне- шнюю конфигурацию.Ни солдатам,ни самолетам,ни кораблям недос- тупна такая слаженность - " - однажды я видел по телевизору съемки хищнической рыбной ловли рыбаками-индивидуалами - нес- колько десятков хаотически двигающихся суденышек оставили у ме- ня впечатление крутящейся на одном месте комариной/вороньей стаи - " ведь особей в стае десятки,если не сотни тысяч ! К тому же каждое насекомое двигается внутри стаи быстро и вполне свободно,по замысловатым траекториям,меняясь мес- тами,переходя из периферии в глубину и наоборот.А вместе ма- неврируют " все вдруг ",в трех измерениях и с завидной точнос- тью - как по команде.Представим,что нужно управлять движением пехотинцев ( десять тысяч человек ),разбросанных на площади один-два квадратных километра,при этом каждый солдат мечется куда попало невообразимыми путями ... И дивизию нужно направ- лять - вправо,влево,вперед ( а где он,перед ? ).Никакие коман- ды,никакая техника,никакая дисциплина не помогут - необходим строй.А насекомые обходятся без строя и не просто мечутся в пространстве,а целенаправленно ищут добычу ( в период размноже- ния самкам необходима кровь - белок ). Как это происходит,неизвестно,известно то,чего нет : 1).стаи насекомых слабо подвержены влиянию воздушных течений ; 2).нет " главной мошки " или " главного комара " ; 3).с помощью физических приборов не удалось обнаружить сигналов,согласующих движение ; 4).между траекториями особей и стаи нет связи ; 4). траектория стаи не закономерна. Людям бы такую жизненную слаженность ... Впрочем,может,она и есть : каждый человек живет по своему,часто поступает необду- манно,в ущерб другим и себе,мечется в жизни,а общество в целом движется слаженно,изменяет траекторию ( в " пространстве сущес- твования " ),что-то ищет,чего-то достигает.Хотя каждый индивид только частично и очень неполно понимает,куда и как все движет- ся.Но это - особая тема." [ 52 ]. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО. Вообще,что касается современных общественных наук,- их представители негативно реагируют на аналогии " коллективного движения ",которые можно выделить из окружающей нас живой при- роды.Все ученые в один голос заявляют,что эти аналогии могут быть использованы только в качестве иллюстративных примеров.Но при этом никто не может аргументированно,без голословных выска- зываний,объяснить - почему.Давным-давно Ф.Энгельс заявил,что социальная форма материи самая сложная,и на этом все поставили точку.На самом же деле,теория систем говорит нам,что в опреде- ленном аспекте живая система,состоящая из десятков триллионов живых клеток с многочисленными связями между ними,оказывается многократно более сложной,чем,скажем,страна,население которой составляет несколько миллионов человек.Из сказанного следует, что,анализируя социальные системы,всегда надо четко четко очер- чивать границы аспектов,в рамках которых проводится анализ со- циальных объектов. Давайте посмотрим,так ли уж не согласуется развитие " об- щественных организмов ",например,государств,с общественным уст- ройством того же термитника или муравейника.Будем здесь счи- тать,что ЛЮБАЯ система обладает своеобразным АНАЛОГОМ разума, проявления которого укладываются в общую схему проявления ра- зумности в мироздании,исследованием которой мы сейчас занимаем- ся.Причем этот аналог разума,как видно из описанных в данной работе примеров,появляется в результате проявления интегратив- ных свойств той или иной системы.Поэтому такой интегративный разум мы называем СВЕРХРАЗУМОМ и считаем,что и муравейник,и го- сударство,и коллектив,и биогеоценоз являются примерами проявле- ния СВЕРХРАЗУМНОСТИ ( с точки зрения клеток,составляющих мозг человека,наше сознание тоже является сверхразумом - все зависит от точки отсчета рассмотрения данного феномена ). Дадим определение политической системы и государства. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА представляет собой совокуп- ность институтов,в рамках которых проходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть.Особенностями этой категории являются ее происхождение,связанное с возникно- вением классов и государства,как центрального элемента систе- мы ; распространение ее на внутренний и внешний аспекты жизни общества и соответствующих политических отношений,а также нали- чие оппозиции ( то есть политическая система не отождествляется только с господствующими группами ).Структура политической сис- темы включает государство,партии,профсоюзы,общественные органи- зации,церковь,трудовые коллективы и т.п. ГОСУДАРСТВО - это форма организации классового общества, представляющая особый аппарат управления обществом,а также ас- социацию,размещенную на отдельной территории и охватывающую всех членов данного общества.Государство суверенно,что означает только ему принадлежащее право представлять все общество в це- лом,издавать законы,осуществлять правосудие. Метод осуществления политической власти определяет ПОЛИТИ- ЧЕСКИЙ РЕЖИМ как АВТОРИТАРНЫЙ - неограниченная власть одного лица ; ТОТАЛИТАРНЫЙ - власть государства и обычно единственной партии во всех сферах жизни общества ; ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ - выбор- ная,ограниченная по времени власть большинства над всеми члена- ми общества при уважении мнения меньшинства и признании его права на создание оппозиции. Политическая система может быть МОНИСТИЧЕСКОЙ - власть принадлежит единственной партии,монополия которой предопреде- ляет господство командно-административного метода управления, или ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКОЙ,включающей множество политических партий и движений,участвующих в свободных выборах правителей,что на практике означает свободу выдвижения кандидатур,избирательного права и голосования. ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ. ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ - материальная жизнь общества,деятель- ность людей в сфере материального производства.Материальные ас- пекты пронизывают все сферы общества. ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ - это совокупность идей,представле- ний,чувств,отражающих общественное бытие.Краеугольным положени- ем философского направления " исторический материализм " явля- ется : общественное бытие определяет общественное сознание. Общественное сознание обладает большой относительной само- стоятельностью,которая проявляется в : а).обратном воздействии общественного сознания на сферу общественного бытия.Маркс и Эн- гельс писали,что идеи становятся материальной силой,когда они овладевают массами.б).наличии внутренней логики развития общес- твенного сознания в целом и отдельных его форм.Для изменений должны созреть предпосылки.в).наличии элементов опережающего и запаздывающего отражения.УТОЧНЕНИЕ : запаздывающее отражение общественного бытия проявляется в наличии консервативных идей и взглядов.г).наличии взаимодействия между отдельными уровнями и формами общественного сознания ( философии и морали,политики и искусства,науки и религии и т.д. ). Очень большую роль в общественном сознании играет индиви- дуальное сознание ; но общественное сознание фиксирует то об- щее,что присуще сознанию больших социальных групп и обществу В ЦЕЛОМ.Оно не является простой суммой сознаний индивидуумов - нельзя забывать про интегративные свойства системы - и функцио- нирует по специфическим законам.Индивидуальное же сознание не- сет признаки,характерные для данного человека. К параметрам индивидуального сознания можно отнести эруди- цию,направленность интересов,ценностные установки,эмоциональные особенности,стиль мышления,уровень интеллигентности,уровень об- щей культуры и так далее.Нарушение параметров индивидуального сознания - показатель бездуховности,ведущей к чисто животному существованию. БЫТИЕ И СОЗНАНИЕ ; ДАНИИЛ АНДРЕЕВ. [ 39 ]. Приведем пример другой точки зрения,отличной от стандарт- ного материализма,на взаимоотношения бытия и сознания. " То,что я говорил до сих пор,подводит нас к новому углу зрения на многовековой спор о примате сознания или бытия. " Сознание определяет бытие ",- формулировали идеалисти- стические школы.На следующем,безрелигиозном этапе культуры эта формула была вывернута наизнанку,но материал ее сохранился в неприкосновенности.А материал состоял в противопоставлении двух членов и поэтому новая формула унаследовала примитивизм своей предшественности. Вопрос сложнее,чем эти формулы.И,вместе с тем,он проще,чем громоздкие сооружения посылок и выводов,напластовавшихся в во- семнадцатом и девятнадцатом веках для того,чтобы извлечь столь скромный результат. " Бытие определяет сознание " ... " Сознание определяет бытие " ... Чье бытие ? Чье сознание ? Отдельной конкретной личности ? человечества ? мира ? жи- вой сознающей материи ? Как все спутано,как нечетко. Сознание отдельной конкретной личности ( для простоты бу- дем говорить только о человеке ) определяется не чьим-либо со- знанием и не вообще бытием,но суммою факторов.А именно : а).ее сокровенным физическим бытием ; б).бытием природной и культурной ее среды ; в).сознаниями множества людей, живущих и живших,ибо эти сознания в значительной мере определили своими усилиями культурную среду,в которой личность живет,и которая воздействует на ее бытие и со- знание ; г).сознанием n-ного числа других существ,влиявших на при- родную среду и ее трансформировавших ; д).бытием и сознанием миротворящих иерархий ; е).сверхсознательным,но индивидуальным содержанием,кое врожденно монаде данной личности ; ж).бытием-сознанием Единого,в Котором бытие и сознание суть одно,а не различные,противостоящие друг другу ка- тегории. Если вопрос ставится не об отдельной личности с ее бытием и сознанием,но о Вселенной,точнее - о появлении сознания в ор- ганической природе каких-либо миров,то ясно,что поскольку Все- ленная определяется Единым,постольку это противопоставление бы- тия и сознания снимается по только что указанной причине.Пос- кольку же Вселенная определяется творчеством богосотворенных монад,постольку вопрос о каком-то моменте появления в ней соз- нания после периода существования бессознательности лишается смысла.Ибо если бы не было богосотворенных монад с их сознанием и бытием,не могла бы возникнуть и никакая материя,ни органичес- кая,ни неорганическая. Над примитивностью классических формул теперь можно было бы только добродушно пошутить,если бы одна из них,став философ- ским догматом политической деспотии,не оказалась повинна в бес- численных несчастиях,забив,как пробка,дыхательные пути мысли множества людей и преградив доступ духовности в сферу их созна- ний.Другая из классических формул,столь же ошибочная,все-таки менее опасна именно потому,что она духовнее.Но со старых рели- гий с их философемами это отнюдь не снимает вины : столько ве- ков потратить на схоластические мудрствования - и ни на шаг не приблизиться к вопросу о примате бытия или сознания." [ 39 ]. ДАНИИЛ АНДРЕЕВ : ОДНО ИЗ ПРОЯВЛЕНИЙ СВЕРХРАЗУМНОСТИ. Теперь рассмотрим суждения Даниила Андреева о разумности сил природы.Эти высказывания во многом согласуются с теорией дона Хуана - учителя Карлоса Кастанеды.Последний написал девять книг о своем обучении и о древнем индейском учении,чудом сохра- нившемся до сегодняшних дней. " - Что за нелепость,- подумают иные.- Как будто мы не располагаем исчерпывающими данными,отчего и как возникают тума- ны,ветер,роса,не знаем механики образования дождя,рек,расти- тельности ? И такие сказки преподносятся с серьезным видом в середине двадцатого столетия ! Недаром автор намекает на то,что ему легче столковаться с детьми : зрелому человеку не пристало слушать такие басни. Они заблуждаются,эти абсолютисты научного метода позна- ния : ни малейшего противоречия науке здесь не имеется.Подчер- киваю : науке,объективной и серьезной,а не философской доктрине материализма.Ведь если бы существовало какое-нибудь разумное микроскопическое существо,изучающее мой организм и само в него входящее,оно имело бы основание сказать,в ту минуту,как я ше- вельнул рукой,что эта глыба вещества,состоящая из таких-то и таких-то молекул,дернулась оттого,что сократились некоторые ее части - мускулы.Сократились же они потому,что в моторных цент- рах произошла такая-то и такая-то реакция,а реакция была вызва- на такими-то и такими-то причинами химического порядка.Вот и все ! Ясно как день.И уж,конечно,такой толкователь возмутился бы,если бы ему вздумали указать,что " глыба " шевельнулась по- тому,что таково было желание ее обладателя,свободное,осознанное желание,а мускулы,нервы,химические процессы и прочее - только передаточный механизм его воли. Изучением этого механизма занимается физиология.Это не ме- шает существованию психологии - науки о том сознании,которое этим механизмом пользуется. Изучением стихий природы как механизмов занимаются метео- рология,аэродинамика,гидрология и ряд других наук.Это не должно и не будет мешать со временем возникновению учения о стихиалях, о тех сознаниях,которые пользуются этими механизмами." [ 55 ]. ДАНИИЛ АНДРЕЕВ : КОЛЛЕКТИВНЫЙ РАЗУМ. По-своему объясняет Даниил Андреев и появление на Земле коллективных насекомых : пчел,муравьев,термитов и т.д. " О гнусные следы Гагтунгровой лапы видны и на многом дру- гом в царстве животных ! Ему удалось,например,надавив на неко- торые шельты животных,совершить над ними насилие,которому труд- но найти аналог в нашем слое.Он не то что расплющил их или раз- давил,но он сделал их из индивидуальных коллективными.Индивиду- альные шельты многих низших живых существ суть кратковременные проявления именно такого коллективного шельта." - не забываем про интегративные свойства любой системы - ее свойство не есть простая сумма свойств составляющих систему элементов.- " Тако- вы,например,большинство насекомых,не говоря уже о простейших. Индивидуальный шельт мухи или,например,пчелы - это,если так можно сказать,только малюсенькое вздутие на поверхности сферы коллективной души ; умерла пчела или муха здесь,в Энрофе,- и вздутие это втянулось опять в общую сферу,влилось в шельт роя или мушиного множества ... Но что же такое паразиты и простейшие - не с материалисти- ческой,а с трансфизической точки зрения ? Это существа,имеющие, как и большинство других насекомых,коллективные души,но крайне отставшие в своем развитии ..." [ 101 ].