ДЕ-СПИЛЛЕР О ПРИРОДЕ СОЗНАНИЯ. Приведу теперь другое объяснение поведения живых су- ществ,строящееся на весьма оригинальном предположении.Это касается также и сознания человека. " У нас в головах движутся электроны.Их движение рож- дает чувство боли,например.Когда мне было семь лет,мне это показалось странным.Я спрашивал взрослых : " А если покрутить три кирпича,насколько они от этого поумнеют ? "Взрослые возму- щались : " Что за околесицу ты несешь ? "А я спорил и дока- зывал,что мой вопрос вовсе не околесица. С тех пор прошло сорок лет,но и по сей день я убежден, что в тех спорах прав был я,а не взрослые.Мой вопрос не был глупым.Для меня и сейчас,пожалуй,не менее странно,что движе- ние элементарных частиц,образующих наш мозг,порождает чувство боли,чем если бы совокупность кирпичей тоже вдруг почувство- вала боль оттого,что кирпичи эти кто-то стал поворачивать. Будь внимателен,пожалуйста,я говорю о совокупности кирпичей. Каждый кирпич в отдельности боли не чувствует,а вот совокуп- ность кирпичей боль чувствует." [ 12 ]. Вообще,на мой взгляд,любая достаточно сложная система, состоящая из множества элементарных ячеек,способных взаимо- действовать с окружающей средой и друг с другом,обладает потенциальным сознанием.Если же эта система живет по объек- тивным законам,либо заданной кем-то жесткой программе ( что , в общем-то,почти одно и то же ),то она реализует свой потенци- ал. Сказанное можно проиллюстрировать на следующем примере. Возьмем большую группу людей,расставим их определенным об- разом и зададим правила общения,которых каждый должен придер- живаться.Допустим,они могут переговариваться только в двоич- ном коде ( для наглядности ),то есть их язык будет состоять всего из двух слов ; и каждый человек,представляющий собой " элементарную ячейку ",прежде чем передать информацию со- седу,должен совершить над ней какое-то определенное дейст- вие.В итоге,задав на " входе системы " определенную " последо- вательность импульсов ",допустим,фразу на древнеегипетском, трансформированную в двоичный код,на " выходе " можно полу- чить ту же фразу,но уже переведенную,к примеру,на санскрит. Причем даже в том случае,когда для чистоты опыта ни один учас- тник " грандиозного эксперимента " не знает " исходного " и " выходного " языков. Что же получается ?" Отдельная ячейка "- человек - не об- ладает знанием,необходимым для перевода,совокупность же лю- дей - обладает.Один человек ни за что не возьмется за по- добное дело - ведь ему для этого может не хватить целой жиз- ни.Совокупность же легко получает необходимые знания,пользуясь определенными законами развития.Точно так же действует и ЭВМ.В природе,конечно же,присутствует и элемент случайности, да и действия живых организмов гораздо сложнее. Если мы будем теперь рассматривать всю совокупность элементарных ячеек,то можно с уверенностью сказать,что дан- ная система обладает знанием - или сознанием ? -,которое позво- ляет ей делать переводы с языка на язык.Естественно,воз- никает вопрос : делает ли она это осознанно ? Совсем не обязательно.Человек,например,многие свои действия совершает бессознательно ; одни - инстинктивно,другие - чисто автомати- чески,после многократных повторений,а следовательно,и выра- ботки соответствующего рефлекса.Ребенка с самого раннего детства " программируют " на тот или иной тип поведения,и,ког- да он вырастает,то уже не задумывается над некоторыми поступ- ками,потому что соответствующие действия доведены у него до ав- томатизма. Поэтому и " совокупность животных можно рассматривать иногда как одно существо.Например,почти неотличима от от- дельной особи физалия,хотя она является колонией животных. Давно говорено,что можно считать единым организмом и пче- линый улей.Он добывает себе пищу,защищает себя от врагов,разм- ножается посредством роения ... Муравейник тоже ведет себя как единое существо. ... выдвигается предположение,что есть смысл целые био- геоценозы считать отдельными существами ! " [ 12 ]. Для справки : " Биогеоценоз - это совокупность животных,растений и бак- терий,в общей цепи которых происходит замкнутый круговорот веществ.При определенных условиях биогеоценоз может существо- вать сам по себе,не нуждаясь в посторонних живых существах." [ 12 ]. " Биогеоценозы способны друг с другом бороться,защищать себя и иногда ... могут быть наделены индивидуальным разу- мом.Эта гипотеза хорошо согласуется с фактами.В частности,она легко объясняет такое странное явление,как преадаптация ... Би- огеоценоз - не менее сложная система,чем человеческий мозг,и обратных связей имеет не меньше.Только масштаб времени тут другой." [ 12 ]. ЕЩЕ РАЗ ОБ ИНОПЛАНЕТЯНАХ ... Итак,вернемся еще раз к этой гипотезе.Кажется довольно странным,что инопланетяне,если они действительно существуют и являются нашими творцами,создателями нашего разума и соз- нания,ни разу не вступали ( по мнению многих ученых) с нами в контакт,- ведь их корабли довольно часто посещают нашу пла- нету ( имеются в виду НЛО ). Приведу теперь гипотезу,отличающуюся от версии В.Блохина [ 3 ] и более приемлемую для нашего самолюбия [ 10 ] : " Любой Разум - технологический ли,или руссоистский,или даже геронический - в процессе эволюции первого порядка про- ходит путь от состояния максимального разъединения (дикость, взаимная озлобленность,убогость эмоций,недоверие) к состо- янию максимально возможного при сохранении индивидуальностей объединения ( дружелюбие,высокая культура отношений,альтруизм, пренебрежение достижимым ).Этот процесс управляется законами биологическими,биосоциальными и специфически социальными.Он хорошо изучен и представляет здесь для нас интерес лишь пос- тольку,поскольку приводит нас к вопросу : а что дальше ? Ос- тавив в стороне романтические трели теории вертикального прогресса,мы обнаруживаем для Разума лишь две реальные,прин- ципиально различающиеся возможности.Либо остановка,самоуспоко- ение,замыкание на себя,потеря интереса к физическому миру. Либо вступление на путь эволюции второго порядка,на путь эволю- ции планируемой и управляемой,на путь к Монокосму. Синтез Разумов неизбежен.Он дарует неисчислимое коли- чество новых граней восприятия мира,а это ведет к неимо- верному увеличению количества и,главное,качества доступной к поглощению информации,что в свою очередь приводит к умень- шению страданий до минимума и к увеличению радости до максиму- ма.Понятие " дом " расширяется до масштабов Вселенной. Возникает новый метаболизм,и,как следствие его,жизнь и здоровье становятся практически вечными.Возраст индивида становится сравним с возрастом космических объектов - при полном отсутствии накопления психической усталости.Индивид Монокосма не нуждается в творцах.Он сам себе и творец и пот- ребитель культуры.По капле воды он способен не только воссоз- дать образ океана,но и весь мир населяющих его существ,в том числе и разумных.И все это при беспрерывном,неутолимом сенсор- ном голоде. Каждый новый индивид возникает как произведение синкре- тического искусства : его творят и физиологи,и генетики,и инженеры,и психологи,эстетики,педагоги и философы Монокосма. Процесс этот занимает,безусловно,несколько десятков земных лет и,конечно же,является увлекательнейшим и почетнейшем родом за- нятий сверхразумных существ.Современное человечество не знает аналогов такого рода искусству,если не считать,может быть, столь редких в истории случаев Великой Любви. Созидай,не разрушая!- вот лозунг Монокосма. Монокосм не может не считать свой путь развития и свой модус вивенди единственно верным.Боль и отчаяние вызывают у него картины разобщенных Разумов,не дозревших до приобщения к нему.Он вынужден ждать,пока Разум в рамках эволюции первого порядка разовьется до состояния всепланетного социума.Ибо толь- ко после этого можно начинать вмешательство в биоструктуру с целью подготовки носителя Разума к переходу в монокосмичес- кий организм.Ибо вмешательство в судьбы разъединенных циви- лизаций ничего путного дать не может ... У Монокосма нет и не может быть такой задачи : форсирова- ние прогресса.Его цель - поиск,выделение,подготовка к приоб- щению и,наконец,приобщение к Монокосму созревших для этого индивидов ... человечество будет разделено на две неравные части по неизвестному нам параметру,меньшая часть его форси- рованно и навсегда обгонит большую,и свершится это волею и искусством цивилизации,решительно человечеству чуждой ..." [ 10 ]. На первый взгляд - сплошная фантастика.Но кто доказал, что это невозможно ? Быть может,сверхразум настолько велик, что нам,простым людям,никогда не дано понять,или хотя бы осоз- нать его. Таким образом,перед нами прошли три гипотезы,касающиеся происхождения нашего сознания,нашего разума : гипотеза о Бо- ге-хозяине " плантации ",гипотеза о мудрых,сильных и всемогу- щих инопланетянах и,наконец,гипотеза о сверхразуме или сверх- сознании,чьими творениями мы являемся.И что же ? Как видно, гипотеза о Боге ( инопланетянах,сверхразуме ) " дает нам ни с чем не сравнимую возможность АБСОЛЮТНО все понять,абсолют- но ничего не узнавая ... Дайте человеку крайне упрощенную систему мира и толкуйте всякое событие на базе этой упрощен- ной модели.Такой переход не требует никаких знаний.Несколько заученных формул плюс так называемая интуиция,так называе- мая практическая сметка и так называемый здравый смысл ..." [ 9 ]. Невероятные вещи не нужно сразу же стараться объяснить невероятными причинами.Это принцип экономии мышления.Иначе до чего угодно договориться можно. " У непрерывно развивающегося разума может быть толь- ко одна цель : изменение природы Природы." [ 9 ]. Так что же такое разум,что он собой представляет ? Определений можно дать,сколько угодно.Например:" Разум есть такое свойство человека,которое отличает его деятельность от деятельности животных.Это попытка отграничить хозяина от пса, который якобы все понимает,только сказать не может.Впрочем,из этого плоского определения вытекают более остроумные.Они ба- зируются на горестных наблюдениях за упомянутой деятельностью человека.Например : разум есть способность живого существа совершать нецелесообразные или неестественные поступки." [ 9 ]. А как же быть с основным принципом разума : целесооб- разностью,экономичностью ? Возьмем тогда другое определение,определение-гипотезу : " Разум есть сложный инстинкт,не успевший еще сформировать- ся.Имеется в виду,что инстинктивная деятельность всегда це- лесообразна и естественна.Пройдет миллион лет,инстинкт сфор- мируется,и мы перестанем совершать ошибки,которые,вероятно, являются неотъемлемым свойством разума.И тогда,если во Все- ленной что-нибудь изменится,мы благополучно вымрем,опять же именно потому,что разучились совершать ошибки,то есть про- бовать разные,не предусмотренные жесткой программой,варианты." [ 9 ]. РАЗУМ И СИСТЕМОТЕХНИКА. Рассмотрим понятие разума с точки зрения науки о создании функционировании и эксплуатации простых и сложных систем раз- личной природы,науки,которая называется системотехникой.Что же нам говорит эта дисциплина о разуме,мозге и человеке ? " Насколько же справедлива биологическая классификация, присвоенная человеку наукой,HOMO SAPIENS SAPIENSS,с точки зре- ния системотехники ? Разумен ли человек ? Да,человек создал ци- вилизацию,техносферу,культуру.Создал религию,науку,государства. " Победил " природу и умножил свою численность.Но является ли это следствием разума ? Может быть,умения ( HOMO SCIENS ) ? Изобретательности ( HOMO INGENIOSUS ) ? Поиска ( HOMO QUAERI- TUS ) ? Всего вместе ? Но насилие,эксплуатация,войны,уничтоже- ние природы,тенденции к самоуничтожению - это тоже следствие разума ? Может быть,точнее,человек нелепый ( HOMO ABSURDUS ) ? А если разум и есть единство умения,изобретательности,поиска, нелепости,ужаса ? Есть мрачная теория : в соответствии с позд- ним З.Фрейдом,в человеке соединены жизненные силы и стремле- ние к смерти.Человек создан природой,чтобы триумфально завер- шить ее развитие и ... убить ее и себя вместе с ней. Вернемся к определению разума.Предложен такой вариант : это то,что есть у человека.Распознать его можно,например,так. Предполагаемый разум вступает с человеком в диалог ( разумеет- ся,инкогнито,по телефону ).Если диалог получается,то разум на- лицо.На первый взгляд убедительно,но на поверку не годится,так как не столь уж сложная компьютерная программа способна вести вполне светскую беседу. Системотехническое определение дал В.М.Глушков.Разум - то, что позволяет принимать решение,хотя бы на единицу выше случай- ного в новой,ранее не наблюдавшейся и не осмысливавшейся ситуа- ции. Следует строго различать " принятие решения " и " выбор решения ".Выбор предполагает наличие готовых альтернатив,неред- ко бесперспективных.Принятие решения - акт,включающий поиск, оценку и выбор.То,что человек это может,не требует доказательс- тва.Животные на это способны в разной степени.Компьютеры не способны - не выходят за пределы программы.Может быть,компьюте- ры будущего,искусственный интеллект ? Здесь ряд проблем.Во-первых,разум должен познать себя.Воз- можно ли это ? Во-вторых,в процессе созидания разум человека будет совершенствоваться,опережая техническую конструкцию.Сле- довательно,нужно выяснить принцип развития человеческого разу- ма и реализовать его в технических структурах и сжатом масштабе времени.Это означает предсказание саморазвития,а возможно,и ус- корение его.В-третьих,техническая реализация принципа действия разума может потребовать воссоздания не только вещественных,но и полевых структур.Это означает создание искусственной жизни со всеми ее духовными возможностями. Истолковать понятие разума по Глушкову можно следующим об- разом : нервная сеть ( не только кора головного мозга ) воспро- изводит ситуацию в виде системной модели,которая во многократно ускоренном темпе " проигрывает " варианты ее развития и возмож- ные исходы.Если ситуация абсолютно нова ( вроде взрыва атомной бомбы для непосвященного ),ожидать рационального решения труд- но : оно может возникнуть только случайно.Но если ситуация со- держит хотя бы некоторые фрагменты чего-то известного ( пусть неосознанного ),иное дело : не на лучшее,но на более высокое, чем случайное,решение имеются шансы.При случайных решениях в социуме ( группе ) возникают и более,и менее удачные.Если ситу- ация не гибельная,то более удачным решениям подражают - это способ обучения. Разум ситуационно синергетичен : он самоорганизуется при- менительно к конкретной задаче.Разум усовершенствуется посред- ством многократной переработки накопленной информации.Все это возможно благодаря особому свойству : разум четырехмерен ! Его образы - " свернутые " пространственно-временные картины реаль- ности или вымысла.Каждая картина содержит прошлое,настоящее и будущее. Композитор " слышит " внутренним слухом свои симфонии как нечто целое.Писатель " единой мыслью " охватывает будущий ро- ман.Некоторые шахматные гроссмейстеры " видят " партию целиком, от первого до последнего хода,во многих вариантах.Неожиданный ход противника реконструирует всю картину.Полководец представ- ляет себе сражение от замысла до завершения как единый образ. Таково феноменальное свойство разума.Осознание четырехмерности мышления - явление исключительное.Моцарт,Микеланджело,Л.Н.Тол- стой,Н.К.Рерих,А.А.Алехин,Г.К.Жуков именно так объясняли свое творчество.Сознание " развертывает " четырехмерный образ во временной последовательности,согласуя работу разума с реальными событиями,и люди за редким исключением осознают только эту часть мыслительного процесса. Похоже,что в этом и состоит modus operandi ( лат.механизм действия ) человеческого разума.Его феноменальность и уникаль- ность.Его сила и могущество.Его царственность.И,увы,его сла- бость : парадоксальность сочетаний самовыражения с самозамкну- тостью,бесконтрольной экспансии с падением мужества,предусмот- рительности с отрешенностью от перспективы. К.Прибрам после многолетних исследований обосновал голог- рафическое устройство мозга : " ... Всякое мышление включает ... голографический компонент.Голографическое изображение пред- ставляет собой прекрасный ассоциативный механизм ... Мысль - это поиск уменьшения неопределенности с помощью распределенной голографической памяти ..." Известно,что на плоской ( двумер- ной) голограмме фиксируется объемный ( трехмерный ) объект.Спе- циальные устройства позволяют видеть объемное изображение,рас- сматривать его с разных сторон.На этом принципе разрабатывается стереокино и стереотелевидение." Пакет " двумерных голограмм ( не обязательно плоских,это могут быть поверхности любой фор- мы,вложенные друг в друга ) хранит всю динамику изменения объ- екта во времени,его пространственно-временной образ.Мозг име- ет именно пакетную голографическую структуру.Он наполнен уви- денными,вымышленными и прогнозными картинами,четырехмерными мо- делями реальности и воображения.Ими и оперирует разум - изменяя пропорции,вычленяя,комбинируя,объединяя.Это создает грандиозные возможности анализа,синтеза,познания. Любая поверхность ( " многообразие " ) в объемной структу- ре мозга - тоже голограмма,в которой соединяются и переплетают- ся фрагменты,принадлежащие различным голографическим образам явлений,событий и ситуаций.Отсюда - аналогии,ассоциации,догад- ки,фантазии ... даже юмор ( некоторые исследователи характери- зуют юмор как " нелепость очевидного " ).Морфологически мозг человека подготовлен к непосредственному осознанному восприятию и ощущению четырехмерности реального мира ( пространственно- временного континуума ).Однако пока - это способность осчаст- ливленных природой единиц.Но эволюция продолжается,и не исклю- чено,что двадцать первый век подарит такую способность подавля- ющему большинству.И это радикально изменит систему ценностей, цели и содержание человеческой деятельности. ... А чувство - язык неосознанного решения ... " [ 53 ]. СИСТЕМОТЕХНИКА И ИСКУССТВЕННЫЙ РАЗУМ. Немаловажным представляется с точки зрения системотехники возможности развития " искусственного разума ",то есть разума, созданного самим человеком. " ... Сверхразумная искусственная жизнь : роботы,превзоше- дшие человека по интеллекту,лишенные эмоций и поработившие ци- вилизацию.Небиологические системы искусственного происхождения, самовоспроизводящиеся и самосовершенствующиеся,если бы осущест- вились,могли бы обладать огромными преимуществами по сравнению с белковой жизнью.В самом деле,обмен энергией и информацией в их электронных системах мог бы происходить со скоростью света, то есть в миллионы раз быстрее,чем в белковых структурах,в час- тности,в человеческом мозге.Следовательно,они бы соответственно быстрее мыслили.Условия их существования могли бы быть чрезвы- чайно широкими,космический холод им не страшен ; жара сотня- другая градусов тоже,так что диапазон температур порядка 500 градусов цельсия им обеспечен,человек же может существовать при температуре 34-41 градус цельсия,то есть в сто раз меньше.Ат- мосфера не нужна,вода не страшна,можно заглубиться в землю... Они могут видеть в диапазоне от гамма-лучей до радиоволн, обладать не пятью,а пятью-десятью органами чувств ( в одном фантастическом романе их двенадцать,правда,неизвестно каких ). Куда уж тут человеку ! И все же - неоригинально.Задолго до соз- дания компьютеров К.Чапек предусмотрел такой вариант,ему же принадлежит термин " робот ".Вариации форм здесь значитель- ны : примитивные устройства,способные объединяться в мыслящие комплексы многомиллионного состава ( С.Лем ),роботы с " позит- ронным " мозгом ( А.Азимов ), " колесники ",захватившие окраи- ны космоса ( К.Саймак ), " разрушители " , " невидимки " ,соз- давшие свои империи в космосе ( С.Снегов ).Безэмоциональный интеллект,в общем основанный на гипертрофии земных форм жизни, дополненных техническими средствами. Внеземная жизнь : мыслящая планета ( С.Лем ),мыслящее кос- мическое облако - предпланетная система ( Ф.Хайл ).Занятно,но очень далеко от реальности.А главное,далеко от человеческой де- ятельности. Проблема живого и неживого - самая глубокая,сложная и на- сущная.Но прозрения здесь не видно - ни в науке,ни в искусстве. И философия пасует.В определении жизни дальше Энгельса мы не пошли.Во всяком случае,если небелковая жизнь и существует,то не искусственного,а естественного,эволюционного происхождения - в соответствующих условиях.И можно с высокой степенью достовер- ности утверждать,что времени для ее эволюционного формирования потребуется приблизительно во столько же раз больше,во сколько раз ее мысль будет совершеннее нашей по скорости мышления,то есть в миллион раз больше,чем предполагаемый возраст нашей Все- ленной.Парадокс ! Что же касается искусственной " кибернетической " жизни как системы,то ситуация представляется по-иному.Системотехника требует реальной модели любой идеи во взаимосвязи с известным нам реальным миром.Модель " кибера " может быть какой угодно, если не нарушать законов сохранения.Но взаимосвязь с внешней средой,в частности с биологической жизнью,не получается.Энгель- су принадлежит мысль : человек отличается от пчелы тем,что пче- ла строит свои соты - сложные и замысловатые сооружения,- не зная заранее,что она строит,а человек создает только то,что за- ранее построил в своих мыслях ( хотя может получиться и неч- то другое ). Много лет назад математики У.Маккалок и В.Питтс доказали теорему,согласно которой компьютер в принципе может реализовать любую функцию мозга,если только ее описать конечным числом слов.Но только при этом условии.Словарь любого языка конечен,а смысл слов зависит от контекста.Но мыслит человек не только словами,но и образами,и понятиями,и категориями,которые обычно не имеют четких определений.Основа таланта писателя - способ- ность передавать словами мысли и образы.Это удел избранных.Но и их совершенство ограничено и далеко не полно.Вряд ли машина станет умнее своего создателя хотя бы потому,что ее потенциаль- ные возможности определяет создатель,который,строя и обучая ма- шину,умнеет сам : " чтобы зажечь искру разума,нужно впитать мо- ре света." ( В.Сухомлинский ).Ну,а вероятность создания само- умнеющего кибера случайно - равна нулю.Главная опасность - порабощение цивилизации техносферой,безумной,неживой,нелепой - простое нагромождение индустриальных средств,угрожающее стери- лизацией планеты без войн и катаклизмов,а просто убивающее,вы- тесняющее любую жизнь - слишком обыденная публицистическая " репортерская " тема для фантазии.А жаль." [ 54 ].