Последняя редакторская правка - 1994 год. Эта работа так и осталась незаконченной. А вообще она является до- полнением к моей основной работе по проблематике разумности в при- роде. Здесь я искал всевозможные явления, аналогии и подобия на уровне ГОСУДАРСТВА. Сюда вошло все, что только я мог найти в то время - начало 90-х годов. И снова ''я стою на плечах гигантов''. ___________________________________________________________________ Вообще, в отличие от естественных наук ,политология учиты- вает возможность выбора для субъекта политики. В основе теории политики лежит опыт общества по созданию и анализу политических систем и режимов; способов подготовки политических реше- ний,программные и тактические аспекты деятельности политических партий. Политическая социология предоставляет для анализа мате- риалы социологических обследований. ПОЛИТИКА - это деятельность в сфере управления обществом ( большими социальными группами ), нациями и государством в цент- ре которой стоит вопрос о власти. ГОСУДАРСТВО. С одной стороны - это особый аппарат управле- ния, с другой стороны - это ассоциация членов общества, прожи- вающих на отдельной территории. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА. Это осу- ществление правосудия ,защита безопасности отдельных граждан и общества в целом ( полиция, армия, госбезопасность ); контроль за исполнением решений; осуществление международных связей и т. д. СУВЕРИНИТЕТ государства состоит в его исключительном праве представлять внутри и вне страны все общество в целом. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА: ФЕДЕРАЦИЯ. Это союз, объединение, форма государственного устройства,при котором несколько государственных образований объединяются и создают новое союзное государство со следующими признаками: наличие общей конституции ( при возможности наличия конституции каждого образования ); единая конституция разграни- чивает права федерации и ее субъектов; при едином законодатель- стве существуют законодательства каждого из образований ( зако- ны штатов, республик ); при едином гражданстве возможно граж- данство и составных частей. Деление федерации на части может осуществляться по нацио- нально территориальному признаку ( СССР, Югославия ) или только по территориальному признаку ( США, Австралия ). Унитарная форма - все подчинено центральной власти. КОНФЕ- ДЕРАЦИЯ - союз государств, сохраняющих независимое существование и объединяющихся лишь для координации неоторых своих действий ( обычно военных и внешнеполитических ). При этом у каждого государства существует своя политическая автоно- мия. Пример - Швейцарская конфедерация, СНГ. МОНАРХИЯ. Единовластие. Форма правления, при которой госу- дарственная власть полностью или частично находится в руках наследственного монарха. Однако в Древнем Риме императоры изби- рались. Монархия там - принцип - иногда была пожизненной, иног- да временной, иногда императора сменял родственник или даже сын, бывало, что и приемный, сейчас, в основном, существуют конституционные монархии. Это Великобритания, Бельгия, Испания, Скандинавия, Япония. РЕСПУБЛИКАМИ сейчас являются большинство государств. Это форма правления, при которой все высшие органы государства либо избираются народом, либо формируются общенациональным предста- вительным органом ( парламентом, коллегией выборщиков ), а все граждане обладают личными и политическими правами. Республики бывают: ПАРЛАМЕНТСКИМИ. Здесь правительство ответственно перед парламентом. Пример - Италия. Парламент сам решает о составе правительства, главе правительства и т. д. Но это не самый луч- ший вариант праления - в Италии правительство меняется, бывает, каждый год. Однако, Германия - тоже парламентская республика, но здесь большинство у блока ХДС - ХСС, поэтому правительство стабильнее. ПРЕЗИДЕНТСКИЕ. Правительство ответственно перед президен- том; например - США, Франция. Эта форма республики более устой- чива. Однако, президент может постепенно превратиться в дикта- тора. АВТОРИТАРНЫЕ ГОСУДАРСТВА. - Неограниченная власть одного лица, попирающего законы - монарх, диктатор. ТОТАЛИТАРИЗМ. - Форма государства, при котором оно осу- ществляет полный контроль за всеми сферами жизни. Обычно при этом происходит слияние правящей партии с государством. На про- тяжении всего существования тоталитарного государства в нем по- давляются любые оппозиционные движения, творится полный произ- вол по отношению к личности. Это самая жесткая форма правления. При ней нет никакой конкуренции в политике и экономике. Даже личная жизнь попадает под машину государства. Пример - фашист- ские государства: Италия и Германия, СССР и страны социализма, Китай и Кампучия. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ - это самая существенная характеристика государственной власти. Он существует везде, где есть государс- тво и представляет собой совокупность средств и методов осу- ществления политической власти; другими словами, политический режим - способ реализации политической власти. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ: АВТОРИТАРНЫЙ политический режим - власть одного лица или одного органа. ТОТАЛИТАРНЫЙ политический режим. ЛИБЕРАЛЬНЫЙ политический режим - предоставляет гражданам права и свободы. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ режим - вовлекает народные массы в процесс политического управления. Демократия - народовластие. Это форма строя, основанная на признании принципов народовластия; власть большинства уважает права меньшинства, вплоть до образования оппозиции. Просто власть большинства явно не достаточна для нормального развития. Большинство не всегда осознает правильность шагов - эвристичес- кая идея всегда приходит в голову одному человеку. Демократия - это еще и право людей брать на себя ответственность - и личную и коллективную. Общие принципы демократии - свободные выборы ( свободные выдвижения кандидатур ( как следствие - свобода образования и функционирования партий - иначе - кандидатур много, а партий - нет и программ тоже нет )), свобода избирательного права, то есть всеобщее и равное избирательное право по принципу: один человек - один голос, свобода голосования - тайное голосование, равенство всех в информации и возможность вести предвыборную пропаганду. ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. ДРЕВНИЙ ВОСТОК. Государства Древнего Востока можно охарак- теризовать одним словом: деспотия. Главной задачей такого госу- дарства являлось соединение земли с водой. Общественные работы по ирригации было вынуждено выполнять практически все населе- ние: как рабы, так и свободные земледельцы. В состав государс- тва входило три ведомства: военное, финансовое и ведомство об- щественных работ. Обеспечение общественных работ требовало жесткой централизации власти в руках одного человека - царя, шаха, фараона. Но этого было недостаточно. Требовалась еще и религия для идеологического прикрытия. Верховный владыка счи- тался получеловеком - полубогом. С седьмого века в арабском мире появляются государства - халифаты, в которых светская и религиозная власти были объеди- нены в руках одного человека. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И РИМ. Государства были в виде полиса ( по- лис - город - государство ). По сравнению с Древним Востоком здесь не было причин для централизации. Причины образования по- лиса - это защита человеческой жизни и защита собственности. Формы полиса - монархия и аристократическая республика. ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ (две тысячи лет до нашей эры ). БРАХМА- НИЗМ.Согласно законам Ману общество должно делиться на четыре части: брахманы - жрецы ( уста бога ), кшатрии - воины (руки бога ), вайшва - ремесленники, торговцы, землевладельцы ( бедра бога ), шудру - свободная беднота ( бедра бога ). Брахманизм признавал жизнь после смерти. Переход из касты в касту считался невозможным. Очень интересным представляется анализ общественного уст- ройства общества, живущего по идеям брахманизма, проведенный учеником легендарного Г.Гурджиева Успенским П.Д.,который гово- рит об изначальном неравенстве людей. " В связи с вопросом об отношениях идеи вечного возвращения и " перевоплощения в прош- лое " к идеям эволюции интересно понять, существуют ли в эзоте- ризме социальные теории ? Иными словами: допускает ли эзотери- ческое учение какую-то организацию человеческого общества или отдельных его групп, которая помогла бы данной культуре достичь наивысших результатов и способствовала бы общей эволюции чело- вечества ? Это особенно интересно в наше время, когда различным соци- альным теориям придается такое большое значение, когда самые фантастические изменения в этой области подняты до ранга науки или догманизированы в виде рационалистической религии. Существует и ответ на эти вопросы. Эзотерическая мысль об идеальной организации человеческого общества - это деление его на касты в соответствии с законами Ману. В кодексе законов Ману, каким он дошел до нас, деление на касты - краеугольный камень в устройстве общества. Причиной та- кого деления природы человека,на основе которой был создан че- ловек, является сама сущность человеческой природы." ( 43 ). Интересно здесь отметить тот факт, что современные психо- логи тоже делят всех людей на четыре группы - холериков, санг- виников, флегматиков и меланхоликов - хотя и по совсем другим признакам. НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНЫ МАНУ: Из главы 1. 31. Ради процветания миров он создал из свох уст, рук, бе- дер,ступней брахмана, кшатрия, вайшьм и шудру. 88. Обучение,изучение Веды, жертвоприношение для себя и для других, раздачу и получение милостыни он установил для брахманов. 89. Охрану подданных, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение Веды и неприверженность к мирским утехам он указал для кшатрия. 90. Пастьбу скота, а также раздачу милостыни, жертвоприно- шение, изучение Веды, торговлю, ростовщичество и земледелие - для вайтья. 91. Но только одно занятие Владыка указал для шудры - слу- жение этим вартам со смирением. Из главы 10. 9. От кшатрия и шудры рождается существо по названию угра, имеющее природу кшатрия и шудру, находящее удовольствие в жес- токих обычаях. 12. При смешении варн от шудр и вайшья, кшатрия и брахма- нок рождаются соответственно айогава, кшаттар и чандала, низший из людей. 57. Человека, лишенного варны, неизвестного или нечистого происхождения, неарийца, хотя по внешнему виду подобного арий- цу, можно узнать по его делам. 58. Подлость, грубость, жестокость, неисполнение предпи- санных обязанностей обличают в этом мире человека нечистого по происхождению. 61. Та страна,где появляются смешения, портящие варны, быстро погибают вместе с обитателями. 63. Непричинение вреда, правдивость, неприсвоение чужого, чистоту и обуздание органов - основную форму для четырех варн объявил Ману. Из главы 8. 22. Та страна, которая населена, главным образом, шудрами, полная неверующими, лишенная дваждырожденных, - быстро гибнет, измученная голодом и болезнями. ( 44 ). " В первоначальном виде законы Ману лишь всего были кодек- сом поведения - в смысле гражданского или уголовного права. Скорее всего это был свод физических и биологических закономер- ностей; сам Ману является не столько " законодателем ", сколько исследователем законов, их открывателем. Его учение о кастах - это не законодательство, а " запись " законов природы. Законы каст были для него законами вселенной, законами природы. Определение каст в законах Ману интересно прежде всего той точностью, с которой оно устанавливает фундаментальные типы людей, а также поразительной точностью описания этих типов... ... Единственный долг шудры - служение трем кастам. Это значит, что шудры - люди, лишенные инициативы или обладающие неправильной инициативой, которые должны повиноваться воле дру- гих. Вполне возможно, что было такое время, когда учение Ману понималось правильно; это время было вероятно, не очень дол- гим... Но, конечно, в этот период касты не были наследственны- ми. Вероятно, брахманы, ведавшие воспитанием детей, определяли их касту; дети в соответствии со своими естественными способнос- тями и паклонностями воспитывались брахмами, кшатриями, вайшья или мудрыми. Разумеется, при этом существовала тщательно разра- ботанная система наблюдения за детьми для определения их касты и столь же тщательно разработанная система проверки наблюдений. Кроме того, для человека существовала возможность перехода из низшей касты в высшую.Деление на касты представляет собой идеальное общественное устройство, соответствующее эзотеричес- кой системе.Причиной этого, конечно, в том, что такое деление является естественным, желают того люди или нет, признают они или нет, но они уже разделены на четыре касты. Существуют брах- маны и кшатрии,существуют вайшья и сушествуют шудры. Никакое человеческое законодательство, никакие философские ухищрения, никакие псевдо-науки, никакие формы террора не в состоянии от- менить этот факт. НОРМАЛЬНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ и развитие чело- веческого общества возможно только в том случае, если этот факт будет признан и использован.Все теории и все памятки насильст- венных реформ, основанных на признание "равенства" или на прин- ципе верховной власти пролетариата и борьбы против наследствен- ных каст одинаково бесполезны, каждая из них способна разве что ухудшить положение человечества.Вместе с тем, ЗА ВСЮ СВОЮ ИСТО- РИЮ человечество не нашло другого выхода из этого положения.Для него существуют только два пути: или наследственные касты и деспотизм, или борьба против наследственных каст и деспотизм. Все колебания истории совершаются между этими двумя путями. Указан, впрочем, и третий путь - правильное деление на касты; но человечество, насколько нам известно, никогда по нему не следовало и нет оснований полагать, что когда-нибудь последует. Современной жизни не известны тенденции к правильному де- лению на касты.Нет даже идей такого деления; и не может быть, что понимание смысла правильного деления на касты было забыто задолго до возникновения нашей цивилизации. Но даже случайное приближение к правильному делению на касты немедленно приводит к результату, который проливает на общество особый свет, видимый в истории и многие столетия спус- тя. Все без исключения блестящие исторические периоды были пе- иодами, когда общественный порядок приближался к кастовой сис- теме; при этом принцип наследственных каст либо ослабевал, либо не успевал еще стать достаточно твердым, таковы самые яркие пе- риоды в истории Греции и Рима, такова эпоха Ренессанса, 18 век во Франции, 19 и начало 20 века в России. Подобные приближения оказывались случайными и несовершенными, а потому продолжались недолго и заканчивались катастрофически; обычно, чем выше был подъем, тем глубже и реальнее оказывалось падение. После паде- ния люди долго не хотят верить, что эпоха подъема прошла и бо- лее не вернется; они редко соглашаются с тем, что именно "зло " предшествующего периода, т. е. различие между классами общест- ва, как раз и было причиной подъема и роста культуры. Замечательно, что приближение к разделению на касты почти всегда сопровождалось одним и тем же явлением, а именно, обра- зованием независимой интеллигенции ". Формирование интеллиген- ции связано со сближением людей высших каст, которые еще не сознают и не понимают самих себя, но, тем не менее, действуют в согласии с принципами смутно ощущаемой собственной касты, ха- рактерные черты " интеллигенции " всегда и повсюду одни и те же. Во-первых, это стремление к БЕСКОРЫСТНОЙ деятельности; за- тем весьма нетерпимое чувство необходимости ЛИЧНОЙ СВОБОДЫ для всех и мятежное отношение ко всему, стоящему на пути к свободе мысли, слова и индивидуальности. В условиях современной жизни, в окружении всех нелепостей существующего порядка вещей " ин- теллигенция, естественно, становится революционной. Очень труд- но представить себе такие условия, при которых " интеллигенция " оставалась бы мирной и лояльной и создавала бы нечто вне сфе- ры науки и исскуства ".( 43 ). БУДДИЗМ считает людей равными от рождения, но подразумева- ется лишь духовное равенство. Смысл - каждый может обрести спа- сение, но не занять другое положение в обществе. ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ БУДДИЗМА: 1. Все есть страдание. 2. У всякого страдания есть причина. 3. Возможно положить конец страданию. 4. Всегда есть путь, ведущий к концу страдания - это путь углубленного самосозерцания и нирваны. Для буддизма характерны антифаталистические концепции - естественный ход событий во многом зависит от человека. Будда говорил о 500-х превращениях в жизни. Характер превращений за- висит от качества деяний человека; в конце пути человек попада- ет в нирвану - царство вечного покоя. ИНДИЙСКИЙ ЭПОС - " Рамаяна " и " Махабхарата ". Эти две поэмы были написаны более двух тысяч лет назад. В них совмеща- ются три начала: долг, наслаждение и выгода. ДРЕВНИЙ КИТАЙ - Лао Цзы создал древнейшую фаталистическую концепцию - все происходящее подчиняется железной закономернос- ти. Нельзя пытаться изменить естественный ход событий. 1. " Когда же люди узнают, что красивое является красивым, появляется и безобразное. Когда ( все ) узнают, что добро явля- ется добром, возникает и зло. 2. Поэтому бытие и небытие порождают друг друга, трудное и легкое создают друг друга, длинное короткое взаимно оформляют- ся, высокое и низкое друг к другу склоняются, звуки, сливаясь, приходят в гармонию, предыдущее и последующее следуют друг за другом. Поэтому мудрый человек предпочитает недеяние и осущест- вляет учение безмолвно. 3. Поэтому управление мудрого человека делает их сердца пустыми, а желудки - полными. Оно ослабляет их волю и укрепляет их кости. Оно постоянно стремится к тому, чтобы у народа не бы- ло знаний и страстей, а имеющие знания не смели бы действовать. Осуществление недеяния ( мудрецом ) всегда приносит спокойс- твие. 4. Вода - это мягкое и самое слабое существо в мире, но в преодолении твердого и крепкого она непобедима, и на свете нет ей равного. Слабые побеждают сильных, мягкое преодолевает твер- дое. Это знают все, но не могут это осуществлять. Поэтому муд- рый человек говорит: кто принял на себя унижение страны - ста- новится государем, и кто принял на себя несчастье страны - ста- новится властителем. Правдивые слова похожи на свою противопо- ложность. 5. Если народ не боится смерти, то зачем же угрожать ему смертью ? Кто заставляет людей бояться смерти и считает это за- нятие увлекательным, того я захвачу и уничтожу. 6. Когда народ не боится могущественных, тогда приходит могущество. Не тесните его жилища, не презирайте его жизни. Кто не презирает его ( народ ), тот не будет презрен ( народом ). 7. Реки и моря потому могут властвовать над равнинами, что они способны стекать вниз... Когда ( мудрый человек ) желает возвыситься над народом, он должен ставить себя ниже других. Когда он желает быть впереди людей, он должен ставить себя по- зади других. Поэтому, хотя он и стоит над народом, но для наро- да он не в тягость... Поэтому люди с радостью его выдвигают и от него не отворачиваются. Он не борется, благодаря чему он в мире непобедим. 8. В древности умеющий служить Дао не просвящал народ, а делал его глупым. Трудно управлять народом, когда у него много знаний. Поэтому управление страной при помощи знаний - враг страны. Кто знает эти две вещи, тот становится примером для других. 9. По себе можно познать других; по одной семье можно поз- нать другие; по одной деревне можно познать остальные, по одно- му царству можно познать другие; по одной стране можно познать весь мир." ( 45 ). ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ. Первые представления об обществе. СОКРАТ считал, что в основе движения общества лежит идея добра ( противопоставление добра и зла ). В конечном счете по- беждает добро, но какой ценой ? Сократ был привлечен к ответс- твенности за введение новых божеств. За инакомыслие его судили и приговорили либо к смерти, либо к изгнанию. Сократ выбрал смерть - он не представлял себе жизни вне стен своего родного города - государства. ПЛАТОН - ученик Сократа. Считал, что существует два мира - мир идей и мир материи ( не подразумевал ли он здесь эгрегорт и эгрегориальность человека ? ). Мир идей для него был истинным, мир материи ( вещей ) - отблеск мира идей, призрачная действи- тельность ( очень похоже на восточные представления: наш мир - это всего лишь майя, иллюзия, некоторые грубые вибрации. А сов- ременная наука признает за элементарными частицами, из которых состоит материя, корпускулярно-волновой дуализм; то есть части- ца - это частица и волна ( вибрация ). Так-то вот.). Все, что происходит в мире, по Платону - результат движе- ния идей; события - отблеск движения. Движение идей в истинном мире - движущая сила истории. " Идеи не умерают, Ваше Величест- во, - говорил Наполеону Бонапарту сенатор Нуартье де Вильфор, - иногда они как бы затухают, но лишь для того, чтобы потом вспыхнуть с новой силой ". Платон написалтрактаты: " Государс- тво. ", " Законы. " ( его учитель Сократ не оставил ни строч- ки). В трактатах говорилось, что идеальное государство должно быть кастовым (сравните с позицией брахманизма и законами Ману ! ). Во главе государства должны стоять философы ( аристокра- тия, брахманы ), за ними - воины ( кшатрии ), далее - ремеслен- ники, мелкие землевладельцы ( вайшья ), наконец, - рабы ( шудру ). Маркс считал, что Платон сделал попытку идеализировать древ- неегипетский кастовый строй ( во главе, однако, должны были стоять мыслящие люди ). Кастовая система и у Платона была сформулирована в рамках представлений о демократии. За государством Платон сохранял только две формы существования: аристократическую республику и монархию. Эти два типа государств считались положительными. Ос- тальные типы были отклонением от нормы. Этотимократия (господс- тво честолюбия и силы ), олигархия ( корыстолюбие и алчность ), демократия ( стихия наглости и анархии ), тирания ( царство бе- зумия и необузданных страстей ). Монархию философ противопос- тавляеттирании, а республику - всем остальным отклонениям. В каждом государстве должны быть богатые и бедные, для фи- лософов и воинов вводилась общность женщин, детей, имущества. Кстати, в начальный период существования государства СССР были попытки создания отдельных интернатов для детей, чтобы оградить их от влияния взрослых. Платон стоял за спартанское государс- тво. АРИСТОТЕЛЬ. Написал трактаты " Политика.", " Афинская по- литика.", " Риторика." Был воспитателем Александра Македонско- го. В 4 веке до нашей эры противником Греции была Персия. Гре- ческие города в Малой Азии платили Персии дань. Аристотель счи- тал, что нужно создать мощное централизованное государство на Пелопонесском полуострове. В итоге Александр Македонский объ- единил Грецию и разгромил персов. Аристотель большое значение придавал средним слоям общества. Если средние слои составляют большинство населения, то угроза революции - меньше. Задача власти - поддержка среднего слоя. Аристотель был противником революции, сторонником эволюционного пути развития, выступал против частой смены законов - иначе население перестает им до- верять. КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВ ПО АРИСТОТЕЛЮ: Важны два критерия: 1. Количество властвующих. 2. Цель государства. ГОСУДАРСТВА: ------------------T-------------T--------------T---------------¬ ¦ Количество ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ властвующих. ¦ Один. ¦ Несколько. ¦Множество. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦-----------------+-------------+--------------+---------------¦ ¦ цель - общее ¦ монархия ¦ аристократия ¦ полития ¦ ¦ благо ¦ ¦ (лучшие люди)¦ ¦ ¦-----------------+-------------+--------------+---------------¦ ¦ цель - частное ¦ тирания ¦ олигархия ¦ демократия ¦ ¦ благо ¦ ¦ ¦ ¦ L-----------------+-------------+--------------+---------------- О монархии, тирании, демократии и аристократии уже было сказано. ПОЛИТИЯ - массовость средних слоев, в ней сочетаются черты олигархии и демократии. ОЛИГАРХИЯ - правит зажиточный слой. Может быть еще ТЕОКРА- ТИЯ, когда государства стоит церковь. ОХЛОКРАТИЯ - власть толпы. ПОЛИБИЙ написал " Историю Рима " в сорока книгах. Рассмат- ривал смену шести государственных форм с точки зрения естест- венного течения природного явления; развития и жизнь государс- тва он представлял как фазы жизни живого существа. МОНАРХИЯ - разумное управление подданными на общее благо. Монархия может вырождаться в тиранию - опору на силу и страх подданных. После тирании к власти приходит аристократия - правление немногих по воле народов, служащее общему благу. Аристократия может выродиться в олигархию - немногие властвующие используют власть в корыстных узких эгоистических целях. После изгнания олигархии учреждают демократию - власть граждан, берущих на себя ответственность за государство. После демократии возможна охлократия - власть толпы - ког- да демократия не может справиться с необузданностью народной массы. Потом круг замыкается, снова переходим к монархии, то есть к единоличному правлению ( но это может быть и президентская власть ). АВРЕЛИЙ АВГУСТ БЛАЖЕННЫЙ - проповедник в Северной Африке ( 4-5 века нашей эры - время распада Римской империи. В своей ра- боте " О Граде Божьем " пытается доказать, что церковь и госу- дарство - соединение града земного и града небесного. Август считал, что все люди равны по рождению, но имеющееся ненера- венство установлено Богом. Раб - есть раб за свои грехи. Бога- тые должны помогать бедным, а не вводить в искушение богатых. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. Характеризуется развитием теологии - фило- софии религии. ФОМА АКВИНСКИЙ ( 13 век ) - доминиканский монах, в своих произведениях пытался использовать мысли Аристотеля. Фома счи- тал, что люди пали во грехе, поэтому нужно применмние силы и страха наказания. Подобно Аристотелю, отдавал предпочтение сме- шанной форме государства. Утверждал, что история - результат воли богов. Задача историка - волю передать. Все, что расходит- ся с господствующей системой мировоззрения - ересь (например, философия ПИФАГОРА - гласила, что в основе бытия лежат числа и числовые конструкции. Движение чисел - движущая сила истории. Все можно вычислить. Процесс познания - вычисления. Это древ- нейшая форма математического идеализма. Последователи пифаго- рейцев - современные нумерологи. Нумерология, как и астрология - одна из паранаук ). Фома говорил, что основной Божественный закон - писаная Библия, которую можно толковать. Идеи религии внедрялись с помощью инквизиции( было уничтожено около 300 ты- сяч человек ). Продолжатели Фомы Аквинского - представители фи- лософской школы неофомистов ( зародилась в 19 веке ). Неофомис- ты пытаются применить церковные догматы к современной жизни. НИКОЛА МАККИАВЕЛЛИ. Крупный политический деятель аристок- ратической флорентийской республики. У него было очень много взглядов. Главная цель - объединение Италии, усиление ее воен- ной мощи. По идее, этим должны заниматься князья. Но между ними слишком много противоречий. В книге " Государь " Маккиавелли говорит не о монархе, а о принципсе, заимствованном понятии из истории Древнего Рима. Маккиавелли предложил возродить идею принципса. Принципсу должна принадлежать вся власть, в том чис- ле военная. Маккивиализм в политике - отход от морали, политика становится аморальной. Объединение страны требует физического истребления непокорных феодалов, особенно тех, у кого замки. Замки нужно сносить до фундамента. Принципса впоследствии, пос- ле объединения страны, надо убить, так как он не захочет отдать власть. Государь должен сочетать черты льва и лисицы - для из- бегания возможной западни. Главное - имущество. Чужое имущество государь не должен захватывать. Светская и духовная власть должны быть разделены. Церковь помогает обеспечивать порядок. предпочтение должно быть отдано не наемным войскам, а армии граждан. Республиканская власть лучше, потому что люди лучше знают качества должностного лица, чем правитель, они больше ориентируются на деловые качества. Республика для Маккиавелли означает уничтожение феодализма, равенство, патриотизм, свобо- ду. С точки зрения космических законов, патриотизм - готовность убивать и быть убитым ради абстрактных целей. Христос не гово- рил про патриотизм. ПЕРИОД РЕФОРМАЦИИ. 16 век. МАРТИН ЛЮТЕР - основатель про- тестантизма или лютеранской религии. Корни протеста против ка- толицизма лежат в зарождении буржуазии. Бюргерству не нравились дорогие услуги церкви, вложения в храмы, в церковные праздники. Требования Лютера - удешевление церкви - отказ от торговли ин- дульгенциями, упразднение монастырей и конфискация их земель, ликвидация католической церковной иерархии, выборы пастора при- хожанами, отказ от вмешательства церкви в дела государства. Не- которые идеи Лютера совпадали с еретическими идеями. В Германии из-за учения Лютера разразилась крестьянская война, но сам Мар- тин благоразумно ушел в тень и занимался теоретическими разра- ботками. Сейчас протестанские страны - Англия, Нидерланды, Гер- мания, США и некоторые другие. По мнению Макса Вебера из-за формы религии эти страны развиты лучше всех. Протестанты соеди- нили бюргерские взгляды и евангелические тексты. Сейчас в нашей стране они устраивают разнообразные шоу. В период нидерландской революции 17 века в Англии возника- ет школа " естественного права ". Ее основы заложили ГУГО ГРО- ЦИЙ и БЕНЕДИКТ СПИНОЗА. Они считали, что в основе государства должны стоять принципы защиты жизни и собственности; за челове- ком признавалось право на свободу, но в государстве свою свобо- ду люди должны ограничить сами. ГУГО ГРОЦИЙ считал, что общество движется от состояния не- государства к государству. Государство должно защищатьчастную собственность. Признак государства - верховная власть, которая издает законы, осуществляет правосудие и т. д. Источник любой формы государства - общественный договор. При создании госу- дарства народ вправе выбрать любую форму правления, но затем он должен подчиняться, и менять форму власти впоследствии нельзя. Подобный принцип дает общественную стабильность. Но в обстанов- ке тирании, когда угроза для всего народа, власть можно изме- нить. БЕНЕДИКТ СПИНОЗА. Выходец из еврейской купеческой семьи, за свои взгляды отлучен от еврейской общины. Спиноза рассматри- вает человека как часть природы. Человек ( его разум ) предоп- ределяет создание государства. Большая роль отводится инстинкту самосохранения. Государство заставляет жить людей по закону ра- зума. Государство - не чудовище, оно не имеет безграничных воз- можностей порабощения человека. Любое государство требует сог- ласия со своими ценностями, стремиться к самосохранению, кото- рое зависит от могущества. Возбуждая негодование у населения, государство становится менее прочным. Лучшая форма государства - демократия, при демократии люди остаются равными, как в ес- тественном состоянии. Спиноза стоял на позициях фатализма. Представлял случайность, как нечто еще не познанное. После при- обретения соответствующих знаний для случайности места уже нет. Спиноза был приверженцем геометрической этики. По его мнению, нормы поведения могут быть сформулированы с помощью теорем. ПЕРИОД АНГЛИЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ ( 1640 - 1680 ). ТОМАС ГОББС. В виде левиафана ( полузверя - получеловека, пожирающего людей ) описывает государство. Движущая сила исто- рии - борьба всех против всех и каждого с каждым; только тогда достигается состояние полной свободы. В основе государства ле- жит общественный договор. Власть государя суверенна, ему должны быть подчинены даже мысли подданных; любая форма власти должна быть уважаемой. ДЖОН ЛОКК - один из основателей либерализма - относитель- ная свобода, стремление к ней выступает против абсолютной формы власти. Течение либерализма предполагает, что историческим про- цессом можно управлять, оно " выпускает пары " народного него- дования, смягчает напряженность в обществе. Свобода определяет- ся границами закона природы. Разум является отражением природы. Человек вряд ли будет отдавать все свои права какому-либо представительному органу и безгранично доверять ему. Люди по своей природе таковы, что одни работают, а другие ленятся. При- лежные и разумные имеют собственность, остальные работают прос- то чтобы жить. Джон Локк стоит на компромиссных позициях. СОЗДАНИЕ СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА ПО ЛОККУ. Должно существовать три власти в государстве: 1. Законодательная ( парламент ). 2. Исполнительная [ и судебная ] ( король, правительство ). 3. Федеральная - отправление внешних сношений. Здесь власть короля уже не абсолютна. Право народа на восстание возникает, когда выборы не реша- ют проблемы, когда нельзя идти конституционным путем. Против абсолютной власти можно устраивать революцию, когда путь выбо- ров к власти не приведет, когда властные структуры не представ- ляют власти большинства, когда законодатели отнимают собствен- ность народа, создают тиранию. ЛАМЕТРИ, 18 ВЕК, ФРАНЦИЯ. Считается провозвестником кибер- нетики. Все, что происходит в человеческой голове, теле и об- ществе подчиняется законам механики Ньютона. Переносил законо- мерности снизу вверх. На самом деле истинный провозвестник кибернетики - ДОН РАЙМУНДО ЛУЛЛ ( Раймунд Луллий ), конец 13 века - начало 14 ве- ка. Он изобрел " логическую машину " - систему концентрических вращающихся кругов, при помощи которых он механически получал доказательства. АСТРОЛОГИЯ. Жизнь общества, народа, страны, государства регулируется движением космических объектов - звезд, планет. БАХАИЗМ. Основатель Баха ( перевод с арабского - врата ). Провозгласил единство человечества, высказал идею создания все- мирного государства, единого международного языка. Наука и ре- лигия - едины. Они не противоречат друг другу. Кажущиеся проти- воречия религии и науки объясняются накоплением суеверий, иска- жением основ религий, данных их основателями. Во главе функцио- нирования мирового государства должна стоять объединенная рели- гия - наука. Кажется вполне закономерным, что современная наука сформу- лировала выводы, совпадающие с идеями бахаизма. Так, например, " должно быть формирование научного и философского мировоззре- ния, опирающегося не на конфрантацию Наука с Религией, а на их союз. Для такого " информационно-энергетического " мировоззре- ния вполне допустимо признание гипотезы Бога-Абсолюта, как не противоречащей научному подходу. Вселенная в таком случае наря- ду с материей - энергией имеет в качестве равноправного элемен- та инфомацию и ее некоторую высшую форму - Сознание. Собственно сама Вселенная может рассматриваться как живая система и, соот- ветственно, живыми должны быть ее составляющие элементы - звез- ды, планетные системы и Земля... Если в телесном мире челове- ческое сознание прошло высокую духовную школу, то оно в состоянии транса может пройти через "высокий " канал и набрать духовную информацию, озарение или посвящение в " тонком " мире. Там спираль духовного роста при- ведет его вверх к космическому Разуму и к Богу-Абсолюту".(46). " Религия без науки слепа, наука без религии ущербна ",- писал Альберт Эйнштейн. ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. ФРАНЦУЗСКИЕ МАТЕРИА- ЛИСТЫ 18 СТОЛЕТИЯ. ШАРЛЬ ЛУИ МОНТЕСКЬЕ 1689 - 1775. " ПЕРСИДСКИЕ ПИСЬМА ". Рассматривает абсолютную монархию. Король - великий волшебник. Государство во главе с королем оказывает воздействие на умы граждан, борется с инакомыслием. " О ДУХЕ ЗАКОНОВ". Показал приверженность республиканской форме правления. Попытался доказать,что возвышение Греции и Ри- ма происходило вследствие установления республиканской формы правления. Упадок же происходил в условиях ликвидации свободы, превращения людей в рабов. Для Греции - это период империи ма- кедонских царей, для Рима - императорская власть. Для Монтескье присуща историчность подхода к установлению государства и права. Разнообразие законов и учреждений не явля- ется фантазией властителя или его произвола, а связано с опре- деленной исторической обстановкой. За подобный подход Монтескье был любим марксистами, которые находили в его взглядах многооб- щего со своими. Монтескье был приверженцем " географического направления ". Психология и нравственный образ каждого народа, характер его законов зависит от географической среды, т. е. климата, почвы, рельефа, размеров территорий. Законы очень тес- но связаны с теми способами, которыми люди добывают средства для жизни. Жаркий климат приводит к возникновению деспотии, хо- лодный - к возникновению демократии. Монтескье - сторонник ес- тественного права. К естественным законам относятся равенство, мир, желание жить в обществе; выход же из естественного состоя- ния нарушает равенство, начинаются войны, которые побуждают к установлению следующих законов: 1. Международного права. 2. Политического права ( отношения правитель - подданные ). 3. Гражданского права ( отношения между рядовыми граждана- ми). Классификация государств по Монтескье: 1. Монархия. 2. Республика. 3. Деспотия. Монтескье был против деспотии - государственного террора, отдавал предпочтение республике и конституционной монархии, сформулировал идею правового государства - закон превыше всего, он должен способствовать поступательному развитию общества, и даже монарх должен подчиняться своду законов. ДИДРО, ГЕЛЬВЕЦИЙ, ГОЛЬБАХ. Атеисты. Признавали повесить последнего монарха на кишках последнего попа. По их мнению, достаточно распространить хорошие идеи, и они сами проложат се- бе дорогу в жизнь. Особое место в идеологии - ЖАН ЖАК РУССО ( 1712 - 1778 ). Его взгляды близки к Марксизму. Работа " Об общественном дого- воре или принципы политического права ". Естественно то состоя- ние, в котором люди равны. Начало человечества - золотой век. Неравенство может быть только из-за возраста или здоровья. От- ношения сильный - слабый Руссо не рассматривает. Общественное неравенство связано с частной собственностью и установлением государственной власти. Люди поступились правом на свободу, когда признали собственность на землю и отдали свободу в руки государства. Ступени неравенства: 1. Частная собственность. 2. Установление государственной власти ( политическое не- равенство ). 3. Деспотия - насилие над всеми. РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ГРАЖДАНСКИМ ОБЩЕСТВОМ И ГОСУДАРСТВОМ. Гражданское общество возникает в связи с частной собствен- ностью. Государство вырастает из гражданского общества на осно- вании общественного договора. Сегодня к гражданскому обществу относятся все институты, не связанные с государственными учреж- дениями: политические партии, общественные организации, семья. Пока государство необходимо, в нем должен поддерживаться народ- ный суверенитет, а верховная власть должна принадлежать народу. Любой закон не может быть выше общей воли народа. Суверенитет народа нельзя передавать частному лицу, отсюда следует вывод о неприемлимости народного представительства. Власть должна при- надлежать непосредственно народу; народ осуществляет прямое на- родоправство через референдум. Любой закон, подготовленный представительным органом, должен выноситься на референдум,но референдум дорог. Поэтому Руссо высказывает идею о необходимос- ти создания небольшого компактного демократического государс- тва. Такое государство - идеал государства Руссо. Крупное госу- дарство должно быть федерацией небольших частей ( пример - Швейцарская конфедерация ). Руссо не выступал против частной собственности, но выступал за установление определенного преде- ла для собственности. Равенство он понимал, как равные юриди- ческие права. Но фактическое равенство следует поддерживать только в определенных пределах. Идея Руссо о частичном уравни- вании собственности нашла применение во Французской буржуазной революции. Он положил основу для будущего развития социалисти- ческих взглядов. Однако, все идеи мыслителя не были реализованы в ходе Французской революции. В США Томас Джефферсон стал автором декларации независи- мости, в которой были изложены идеи народного суверенитета, признание естественных прав народа, на равенство6 свободу, восстание. Государство признает верховенство прав личности над ограничениями, которые ставятся государственной властью. Право частной собственности относится к числу гражданских прав, а не естественных. Руссо задавался вопросом: способствует ли прогресс науки и ремесел развитию нравственности. Ответ - нет, сам по себе не способствует. Каждый шаг в развитии должен сопровождаться глу- боким философским и гуманистическим осмыслением. Впоследствии эти идеи развил Бердяев. Руссо обосновал право народа на рево- люцию. Две его идеи использовали якобинцы. 1. Идея естественного права. Люди от рождения равны с точ- ки зрения права на существование, справедливости, участия в по- литической жизни. Если равноправия нет, значит естественное право нарушено, можно идти на революцию. 2. Идея общественного договора. Государство не существует вечно. Оно возникает на основе договора. Если же государство узурпирует власть, народ имеет право на революцию и даже каз- нить короля. ДЕЯТЕЛИ ЯКОБИНЦЕВ. МАРАТ. ДАНТОН. СЕН-ЖЮСТ. -до революции были мелкими чиновниками. РОБЕСПЬЕР - провинциальный адвокат. Произнес в Конвенте 300 речей. В Генеральных Штатах заседало три сословия - аристократы, духовенство и третье сословие. При- сутствовала идея народного суверенитета, осуществляющего высшую власть в государстве, выше власти короля. 19 ВЕК ( КОНЕЦ 18 ВЕКА ). КАНТ. Разделял идею всеобщего мира между народами. В циви- лизованном мире споры не решаются оружием. Кант призывает все государства заключить договор о мирном решении всех споров. Критерий прогресса - свобода личности. Если человек не свободен - о прогрессе не может быть речи. Человеческая жизнь - высшая ценность. Цель общества - совершенствование человека, все ос- тальное - второстепенное. Человек - сам цель, а не средство для достижения цели. Человеком нельзя жертвовать. ГЕГЕЛЬ. Идеалист. В основе бытия лежит мировое сознание, коллективное сознание или абсолютная идея. Развитие общества определяется движением абсолютной идеи. Абсолютный дух - проек- ция абсолютной идеи на социальные действия - Индия + Китай - Древняя Греция - Франция - Германия - Феноменология проявления духа. СОЦИАЛИСТЫ-УТОПИСТЫ. РОБЕРТ ОУЭН ( 1771 - 1858 ), ШАРЛЬ ФУРЬЕ (1772 - 1837 ), СЕН-СИМОН ( 1760 - 1825 ). Спроектировали все основные идеи социализма. Маркс и Энгельс, заимствовавшие их - сами утописты в некотором роде. О социализме очень много есть у Беера в " Истории социализма и социальных войн "(1922). Оуэн, Фурье и Сен-Симон не призывали к насильственному сверже- нию существующего строя. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛИСТОВ: 1. Источником социального зла является наличие бедных и богатых. Выход - в справедливом обществе. Все его члены должны трудиться. При этом государство следит за количеством и качест- вом труда. ТОМАС МОР ( 1478 - 1535 ) впервые создал концепцию - уто- пический социализм. Работа " Утопия " о наилучшем строении го- сударства. Каждый член общества должен трудиться 6 часов, из них 3 часа - ремесло, 3 часа - земледелие. Все остальное время должно отводиться на интеллектуальное и духовное развитие. Т. КАМПАНЕЛЛА. ИТАЛЬЯНЕЦ. ( 1568 - 1639 ). "Город Солнца". Работа написана в тюрьме. Государство - это все. Оно воспитыва- ет даже детей ( право на воспитание детей у родителей отнимает- ся ), даже производит отбор пар ( генетический отбор ) по прин- ципу - должны сходиться противоположности. Также поддерживается принцип обязательности труда. 2. Контроль над распределением и потреблением. Продукты должны находиться на складах. 3. Принцип уравнения. Все получают поровну. 4. Принцип грубого аскетизма. Распределение без излишеств как еды, так и одежды. Француз ЖАН МЕЛЬЕ ( 1664 - 1729 ). Священник из провинции Шампань. В работе " Завещание " высказал идею о классовой борь- бе. РУССКИЕ РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ-ДЕМОКРАТЫ: БЕЛИНСКИЙ, ГЕРЦЕН, ЧЕРНЫ- ШЕВСКИЙ, ДОБРОЛЮБОВ. Разделяли идею социальной справедливости. В обществе не должно быть униженных и оскорбленных. НЕДОСТАТКИ ДОМАРКСИСТСКИХ СОЦИАЛЬНЫХ КОНЦЕПЦИЙ. 1. Идеалистическое решение (с точки зрения диалектического материализма ) вопроса философии применительно к обществу. Счи- талось, что не общественное бытие определяет сознание, а наобо- рот. Первичной предполагалась духовная жизнь общества. 2. Игнорирование решающей роли народных масс в истории. Считалось, что историю делают только выдающиеся личности. 3. Односторонний подход к трактовке законов общественного развития. ДВЕ ТРАКТОВКИ: а). Отрицание объективных законов истории. б). Отождествление законов общественного развития с меха- ническими законами - перенос закономерности снизу вверх. 4. Односторонняя трактовка соотношения необходимости и случайности в истории. ДВЕ КРАЙНОСТИ: а). Абсолютизация необходимости ( фактические концепции ). б). Абсолютизация случайности. История - игра случая. 5. Отсутствие понятия общественно-экономической формации. Отсюда невозможность научной периодизации человеческой истории. В середине 19-го века сформировались необходимые предпо- сылки для создания исторического материализма ( научной социо- логии ): 1. Интенсивное развитие капитализма с его противоречиями. 2. Идейные предпосылки: немецкая классическая философия, французский утопический социализм, английская политэкономия. КАРЛ МАРКС ( 1818 - 1883 ). " Манифест ( 1847 - 1848 ) Коммунистической партии ". В работе впервые формулируются осно- вы диалектического учения в политике и власти: 1.Появляется идея классовой борьбы - генератора обществен- ного развития . 2. Необходимость господства пролетариата - диктатуры про- летариата. 3. Центральный общественный класс в новом обществе - про- летариат. С ним связывается все позитивное. 4. Пролетариат проводит соответствующую своим классовым интересам социальную политику - вплоть до уничтожения классов (с классами может быть также Союз, нейтрализация класса ). 50-ЫЕ ГОДЫ 20 ВЕКА."Классовая борьба борьба во Франции". В работе: 1. Формулируется термин диктатуры пролетариата; 2. Необходимость слома, разрушения старой государственной машины при переходе к новому обществу. Здесь нарушается принцип постепенного исторического развития. 1871 Г. " Гражданская война во Франции ". В работе анали- зируется опыт парижской коммуны - попытка осуществления дикта- туры пролетариата. Старое государство нужно сломать, потому что оно орудие угнетения общества. Новое государство - не орудие угнетения - оно должно быть всецело подчинено обществу - это вариант идеального правового государства. ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС " Происхождение семьи, частной собствен- ности и государства ". Речь идет об отдаленных перспективах развития государства - когда оно отомрет за ненадобностью, а вместо него возникает общественное самоуправление. Американский историк МОРГАН ( этнограф ) применил метод Маркса и Энгельса независимо от них. Почему-то принято сейчас считать,что научный социализм не выдерживает никакой критики, а исторический материализм ( науч- ная социология ) отвечают требованиям сегодняшнего дня. СУЩНОСТЬ ПЕРЕВОРОТА МАРКСА И ЭНГЕЛЬСА В СОЦИОЛОГИИ. 1. Идея материализма в социологии. Они показали, что реша- ющую роль играет общественное бытие: общественное бытие опреде- ляет общественное сознание. 2. Маркс и Энгельс стали рассматривать способ производства материальных благ как основу существования и развития общества. Способ производства определяет социальную политику и духовную- жизнь общества в целом. 3. Движущая сила развития производства - разрешение проти- воречий между производительными силами и производственными от- ношениями. Эти противоречия - объективная основа социальных ре- волюций. 4. Решающую роль в истории играют народные массы - в эко- номической, политической и духовной жизни общества. 5. Маркс и Энгельс вскрыли специфику законов общественного развития. Эта специфика определяется наличием субъективного фактора ( действия отдельных людей, групп населения ) в меха- низме их действия. Случайность стала рассматриваться как форма дополнения необходимости. НЕДОСТАТОК МАРКСИСТСКОГО УЧЕНИЯ. Маркс не учел адаптацию капитализма к новым условиям. Сей- час это технотропное ( индустриальное ) общество. В нем дейс- твуют механизмы социальной регуляции. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЕ ( ВНЕМАРКСИСТСКИЕ ) ПОЛИТИЧЕСКИЕКОНЦЕП- ЦИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19-ГО - НАЧАЛА 20-ГО ВЕКОВ. СОЦИАЛЬНЫЙ ДАРВИНИЗМ. ЛЮДВИГ ГУМПЛОВИЧ ( 1838 - 1909 ). " Социология и политика ", " Основы социологии ". Автор счита- ет, что общественная жизнь - это постоянная борьба между груп- пами людей. Здесь важную роль играют расово-этнические призна- ки, сословия, классы, партии и т. д. Конфликт между группами, а также между государствами по Гумпловичу неизбежный спутник че- ловеческого существования. Гумплович, перенося на общество био- логические законы, выдвинул теории " самосохранения социальных групп ", " насилия ", борьбы рас и племен. ПОЗИТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР ( 1820 - 1903 ) "Основание социологии ". Каждый человек представляется клеточ- кой одного организма ( государства ). И без государства он не может существовать. Главная цель государства - благо отдельного человека, охрана прав граждан. Спенсер считал, что государство создается для экономических интересов личности. И это главная причина социальной обусловленности власти. В отличие от Гумпло- вича, по Спенсеру общество постоянно эволюционирует от войны к миру. Главный идеал Спенсера - сотрудничество. К диктатуре про- летариата он относился отрицательно, считал, что это путь в ни- куда; но допускал возможность диктатуры бюрократии. Спенсер был основателем органической школы в социологии. Считая основным законом социального развития закон выживания наиболее приспо- собленных обществ, он оказал определяющее воздействие на воз- никновение различных вариантов социального дарвинизма и совре- менные концепции консерваторов. М.Тетьер - сторонник социально- го дарвинизма. Она стремилась полностью ликвидировать госсек- тор, при котором предприятия становятся иждивенцами. ТЕОРИЯ ЭЛИТ. Ее создали ГАЭТАНО МОСКА ( 1858 - 1941 ) "Ос- новы политической науки ", ВИЛЬФРЕД ПАРЕТО ( 1848 - 1923 ) " Трактат об общей социологии". Прослеживается стремление к кас- товости общества. Элита - каста брахманов. Авторы считают, что власть в государстве должна находиться в руках меньшинства. Элита является господствующим классом. Политический прогресс состоит в переходе власти от одной " правящей " элиты к другой. Историю движет циркуляция элит. Выборы - это лишь способ чере- дования элит. Выдвижение в политическую или интеллектуальную элиту связано со способность индивида к инстиктивным, иррацио- нальным поступкам, представляющим особый дар в сравнении с ра- циональностью, пронизывающей общество. К теории элит примыкает ТЕОРИЯ БЮРОКРАТИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ. МОИСЕЙ ОСТРОГОРСКИЙ ( 1854 - 1919 ). РОБЕРТ МИХЕЛЬС (1876 - 1936 ). Неизвестно, по мере формирования политических партий, происходит бюрократизация их руководства, то есть в массовых партиях власть сосредоточивается в руках партаппарата. И здесь демократия в принципе невозможна. Выводится закон оли- гархиизации политических партий. Вожди уступают власть только вождям, но не массам. Партия - это общество в миниатюре. Поэто- му в обществе тем более невозможно в принципе участие всех граждан в управлении государством. Михельс и Острогорский оста- вили в своем учении о политических партиях ряд интересных заме- чаний по поводу социального и национального происхождения соци- алистических вождей, реальных интересов социальных слоев и программной мифологии партий. АВТОР ТЕОРИИ " СОЦИАЛЬНОЙ СОЛИ- ДАРНОСТИ " Э.ДЮРКГЕЙМ был против революционных преобразований общества, утверждал, что буржуазное государство выступает в ка- честве надклассовой силы, управляющей необузданными инстинктами и обеспечивающей единство и безопасность общества. ЗАРУБЕЖНЫЕ УЧЕНЫЕ-МАРКСИСТЫ внесли значительный вклад в современную политологию. А. ГРАМИТ, например, искал возможность сочетания менявшихся условий общественного развития с революци- онной направленностью коммунистических партий. Именно рациональность лежит в основе взглядов одного из самых известных социологов в политологии 20 века МАКСА ВЕБЕРА (1864 - 1920). " Протестантская этика и дух капитализма ", "Хо- зяйство и общество ". По Веберу в позднекапиталистическом обществе политическая жизнь людей в решающей степени определяется бюрократией ( быст- ро растущим слоем профессиональных управляющих ). Бюрократия рассматривается автором как инструмент власти, которым может завладеть любая из правящих групп. По мере развития государства этот инструмент постоянно расширяется. Вебер придерживался взглядов о недопустимости классовой борьбы в обществе. Все это отражено в практике западноевропейских политических деятелей и государств. Вебер был приверженцем " исторической школы " поли- тэкономии, он анализировал экономическую и политическую жизнь общества, не пытаясь создать единую теорию, как это делали анг- лийские политэкономы. Он, наоборот, старался учитывать особен- ности, традиции и конкретную историческую ситуацию анализируе- мого региона; очень поразителен анализ сочетания религий, хо- зяйственного и политического развития. Был сделан вывод о про- исхождении капитализма в условиях господства протестантской этики, ставившей хозяйственный успех на одно из первых мест в жизни. Бюрократию Вебер считал рациональной формой коллективной деятельности, а капитализм - концентрированным выражением соли- дарности. РУССКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РОССИИ. В 988 году нашей эры на Руси принято православие. Человеческая жизнь раба мало ценилась. Власть держали в руках князь, бояре и народное вече. В 7 веке происходит усиление местных феодалов, начинается период междоусобиц. ЛЕТОПИСЕЦ НЕСТОР " Повесть временных лет ". Нестор негативно относился к идее народного вече. Со временем Москва стала центром православия, а с приходом к власти Петра 1 Россия становится империей. С 19 века в стране начинается противоборство двух мощных политических течений: славянофилов и западников. Среди первых западников - сторонников республики - Александр Николаевич Ра- дищев. Его взгляды близки к взглядам Руссо. Но Руссо считал, что человек изначально находится в уединенном состоянии, а Ра- дищев утверждал,что человек - общественное существо., а общест- венный союз - прогрессивная форма общественного устройства. По Руссо Государство - это обман богатыми бедных, а по Радищеву государство должно быть защитником бедноты. Вначале 19 века возникают иллюзии о возможной конституции, различных переменах, навеянных французской революцией. МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ СПЕРАНСКИЙ - основоположник перемен в России. Считал, что можно положить конец деспотии, а реформы нужно проводить сверху. Сперанский создал государственный аппа- рат. Против перемен и либеральных проектов выступали дворя- не-крепостники. Война 1812 года снизила про-наполеоновские настроения, реформ больше ждать не приходилось. В итоге возник- ло декабристское движение. ДЕКАБРИСТЫ. ДВА ПРОЕКТА: 1. " Русская правда " Пестеля и Проект конституции Никиты Миравьева. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПЕСТЕЛЯ: 1. Отказ от монархии вообще. 2. Цель - республика. 3. Равенство всех граждан перед законом, отказ от сослов- ных привилегий и имущественного ценза. 4. Возможность любой народности образовать собственное го- сударство, но только в том случае, если она сможет его сохра- нить. 5. Федерация - это плохо, так как она ведет к удельной раздробленности. Россия должна быть унитарной, единой и недели- мой. 6. Свобода слова, печати и вероисповедания. 7. Уничтожение крепостного права. 8. Разделение земли на две части: а). Общественную, которую может получить каждый гражданин для своего пропитания, причем ее нельзя ни продать ни заклады- вать. б). Собственность казны и частных лиц. 9. Всеобщее избирательное право. 10. Однопалатное народное вече. На 5 лет избираются члены Верховной Думы. Ежегодно переизбирается один член Думы., кото- рый в последний год перед переизбранием становится президентом. То есть был сформулирован принцип ротации, из-за него власть не могла быть долго в одних руках. Пестель видел путь к осуществлению своих идей в виде воен- ной революции., которой руководил бы кружок офицеров. Должна была установиться диктатура на 10-15 лет, после проведенных ре- форм - принятие конституции и выборы. Большинство декабристов придерживалось ПРОГРАММЫ МУРАВЬ- ЕВА. ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ: 1. Конституционная монархия. 2. Федеративное государство. 3. Две палаты. 4. Высокий имущественный ценз для избирателей и избираемых. 5. Необходимость безотлагательного созыва Учредительного собрания. Декабристы отражали идеи западников. ПРЕДЛОЖЕНИЯ СЛАВЯНОФИЛОВ: 1. Разработка миропонимания в опоре на православное учение. 2. Идеализация политического прошлого России и русского национального характера. 3. Утверждение особого пути России в отличие от народов Запада. 4. Призвание России оздоровить Западную Европу духом пра- вославия и русских общественных идеалов. В числе славянофилов были: Киршиевский, Хомяков, Аксаков (сын писателя), Самарин и многие другие. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЗАПАДНИКОВ: 1. Россия должна пройти такое же развитие, те же этапы, что и запад. 2. Усвоить европейскую науку, просвещение. 3. Не придавать религии большого значения. Западники преувеличивали недостатки русской церкви, одни из них больше всего ценили политическую свободу, другие были сторонниками социализма в той или иной форме. К западникам можно отнести декабристов, народников, марк- систов, большевиков. В начале 20 века теоретические дискуссии обрели характер острого столкновения радикальной ветви западников - марксистов - большевиков во главе с В.Лениным и их оппонентов - сторонни- ков прогрессивных реформ ( П.Столыпин, П.Струве, Н.Бердяев, П.Кропоткин ). Теоретические концепции В.Ленина (например, "кто такие друзья народа и как они воюют против социал - демократии) нередко менялись в соответствии с политической коньюктурой - отношение к национальному вопросу , федерации , Учредительному собранию, крестьянству, партиям, армии и др. - однако гибкость в политической практике позволили большевикам не только осу- ществить переворот, но и надолго удержать власть в своих руках. Сейчас развиваются концепции постиндустриального общества ( см. осколки зеркала ), - современного этапа развития капита- лизма ( это скорее уже гибрид, в котором сочетаются черты капи- тализма и социализма ) . Наряду с информационными концепциями все большее направле- ние в современном обществе получают идеи " новых " решений. Яр- кий пример такого рода - " империя Муна " ( Мунизм ). " ИМПЕРИЯ МУНА относится к числу богатейших предпринимательских корпора- ций мира. Это дает возможность преподобному Муну осуществлять крупномасштабные проекты на благотворительной основе. К числу последних впечатляющих акций такого рода относятся создание Ас- социации Святого духа, за единение мирового христианства, соо- ружение автомобильного завода в Китае и начало строительства Магистрали Мира, призванной соединить автомобильной трассой То- кио и Лондон. для этого прокладывается туннель между Японией и Корейским полуостровом. Что же подвинуло Сон Мен Муна на тернистый путь миссио- нерства ? Он сам ответил на этот вопрос, говоря, что на личном духовном опыте убедился в существовании Бога. Более того, Бог не раз являлся с изложением нового учения, преследующего цель объединения человечества. Таким образом, преподобный Мун ис- полняет свое высшее предназначение, убеждая людей в необходи- мости единения на основе веры в Бога. (47). ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОБЩЕСТВЕННЫХ СИСТЕМ. (Эти критерии дает нам философия: исторический материа- лизм). 1. Критерии, характеризующие общество в целом: а). исторический прогресс, б). исторический регресс, в). стагнация, исторический застой. Разумеется, следует понимать, что понятия прогресса и рег- ресса крайне условны, субъективны; то, что для одного общество кажется прогрессивным, для другого может быть вредным, застой- ным, даже регрессивным; и наоборот. 2. Критерии, характеризующие материальную жизнь общества. а). способ производства, б). производительные силы, в). производственные отношения, г). базис, д). надстройка, е). технический прогресс, ж). технический регресс, з). стагнация, технический застой, и). техническая революция, к). скорость воплощения в жизнь и применения технических (биологических) идей и всевозможных новинок и др. 3. Социальная жизнь общества. а). социальные отношения, б). социальная структура, в). социальная политика, г). социальная однородность, д). социальная неоднородность, е). социальная справедливость и др. 4. Политическая жизнь общества. а). Внутренняя политика. б). Внешняя политика. в). Политические отношения. г). Политическая структура. д). Государство. е). Политические партии. ж). Право. и т. д. 5. Духовная жизнь общества. а). общественное сознание, б). общественная психология, в). идеология, г). духовная культура, д). духовность, е). бездуховность, ж). формы общественного сознания: - философия, - религия, - искусство, - мораль, - этика. Сформулированные критерии оценки общества ( да и государс- тва тоже ) являются важнейшей составной частью проводимого пол- ного системного анализа. Теперь у нас появились признаки ( ка- чественные и количественные ), на основе которых можно оценить все существующие и существовавшие общественные устройства, а также модели общественных устройств, и найти ту точку отсчета, которая будет являться АБСОЛЮТНЫМ минимумом для создаваемого нами общественного устройства сверхцивилизации будущего, в ко- торой будет существовать грядущий сверхчеловек. Для обрисовки всех основных черт такого общества необходимо на основе полного системного анализа собрать воедино все лучшие черты различных обществ и их моделей и посмотреть, нельзя ли их еще качественно улучшить, и если можно, то выбрать соответствующие механизмы. В итоге у нас получится общество, к которому стоит стремиться. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО. ТЕЗИСЫ СОВЕТСКИХ ФИЛОСОФОВ ПЕРИОДА ПЕРЕСТРОЙКИ. В общем-то многие философы и социологи отводили немало места в своих работах по государственному устройству взаимоот- ношениям личности и общества. В этой связи весьма любопытно по- казать мысли достаточно передовых советских философов о взаимо- действии личности и общества. Хотя наши философы и не проводили полного системного анализа данной проблемы, их выводы кажутся далеко не безынтересными. Информацию по данной главе я получил из различных книг, лекций и бесед с представителями советской философской школы, и оформил ее в виде тезисов для краткости и наглядности. Итак, поехали! Наличие правового состояния. Что это такое? Правовое сос- тояние - это общество, живущее согласно конституции. Здесь ди- кое состояние - варварское состояние, почти состояние дикости,- исключается. Семья образует стихию общества, в отдельных случаях она может вырасти даже до нации. Правовое состояние не равно моральному. Мораль предполага- ет возможность субъективного долженствования. Право же предпо- лагает обязанность. Римское общество не было свободным. В пра- вовом состоянии человек выступает как лицо. Правовое общество - это соотношение лиц. Однако лица - еще не личности. Каждый в правовом обществе выступает по отношению к другим как абсолют- ное существо. Но обстоятельства, условия, потребности образуют некий круг зависимостей человека от общества. Личность - свободное существо, знающее себя как "я". Раб знает себя только в своем господине. Господин без раба сам ста- новится рабом. Господство и рабство - ступени развития общест- ва. После преодоления рабства начинается эпоха свободного раз- вития. Человек владеет своим телом. Подчинение воли, ее развитие, способность подчинять склонности и интересы - есть развитие свободы. Субъект - это воля определенного индивидуума. В этом отношении животные - " братья наши меньшие " - просто скотина. Духовная сущность. Страх, любовь, ненависть - мощный фак- тор. Утрата божественной сущности привела к крестовым походам. Духовную сущность следует созерцать. Дух должен присутствовать , не смотря ни на какие атрибуты. Человеку присущи как присутс- твие духа, так и отсутствие. Личность - это духовное существо; внутренняя жизнь играет очень большую роль. Существуют душевные и телесные болезни, причем с первых начинаются последние. Рас- пад человека - рак - происходит, когда утрачивается духовность. Без духовности человек внешен по отношению к себе. Он даже не вещь. Заповеди: не убий, не укради - это не законы. Это патри- архальный способ существования общества. Произвол противоположен закону - это самое первоначальное состояние свободы. Ребенок не свободен, он нуждается в постоян- ной опеке. Демократия - такое состояние общества, когда все стемятся управлять им. Охлократия - господство черни - противоположна демократии. Гениальность - способность производить качественно новые идеи. Политика опирается на насилие и сама является таковым. Вдруг появилось гениальное насилие. То, что происходило в нашей стране в Гражданскую и Отечественную - далеко не гениально. Моральная сторона личности - средоточие личности - духов- ность, а она зиждется на определенной религии. Сейчас наше го- сударство возвращается к религии. На политических постулатах человек и общество могут дви- гаться только назад. Ужасны дикость и варварство, разгул инс- тинктов! По Марксу и Фейербаху человек в религии отчуждает себя от себя. На производстве же он отчуждает свою собственную сущ- ность. У нас, как и при капитализме общественный характер про- изводства и частное потребление. Нет абсолютного отчуждения че- ловека от самого себя. Хотя, по существу, и происходит беско- нечный разлад человека с обществом. Марксизм-Ленинизм считает человека - не человеком, а биомассой, пушечным мясом. Личность связана с владением. Владение - внешнее выражение собственности, которая является правовой стороной владения. Чтобы человек был собственником, необходимо признание его собс- твенности другим человеком. Суд должен быть независимым. Государство существует ради обеспечения богатства. По Марксу средства производства сами ор- ганизуют производство. Героическое отношение к труду - на самом деле признак варварства. К труду надо относиться прозаически, ведь - это один из элементов жизнедеятельности. Труд должен оп- лачиваться в соответствии с общественно-необходимым временем, которое должно затрагиваться на производство вещи. Принуждение вообще не свойственно человеческой природе. Насилие возможно как некоторый кратковременный акт. Принуждение противоречит разумной природе человека. Внешним способом чело- веком нельзя обладать. Человек относится к себе, что нельзя сказать ни о каком животном. Личность - не абстракт, а совокупность всех общественных отношений. Толстой, например, в своих работах не выражает всей совокупности человеческих отношений. Понятие личности появилось в истории в связи с христианством. Древние Рим и Греция не зна- ли понятия личности. 20 век - эпоха деградации общества, потому что оно встало на путь развития субъективных построений. Дворянство в середине 19 века покупалось точно также, как партийный билет в Узбекис- тане в последние годы застоя. А ведь дворянство, по идее, дава- лось только за выдающиеся заслуги. Личность - духовное состояние, оно связано религией со Вселенной. По Марксизму то, что не действует на органы чувств - не материя. Но при приближении к науке чувства надо оставить в стороне. Не всякая религия есть религия духа. Природная религия не выходит за пределы обожествления природы - это религия дика- рей. Пример того - персы ( или парсы ),- в их религии религиоз- ным началом был свет. Религия греков зиждилась на красоте, ре- лигия иудаизма - на духовной возвышенности. Христианство - высшая форма религии. В ней есть некоторые моменты, свойственные другим религиям, предшествующим христиан- ству. В мусульманстве Бог един, в христианстве - в трех лицах. Религия по способу отношения к действительности - выше ис- кусства. Отношение в искусстве - образ, в религии - форма представления. В науке ( прозаическая ) и искусстве ( образная) разные формы овладения действительностью. Искусство не в состо- янии бороться с религией. С духовной стороны вся литература не может перевесить библию. По Гегелю библия - самая революционная книга.