Главная страница сайта, посвященного элитарной эксклюзивной авторской компьютерной программе - Партнерской Системе ЗОРАН, базирующейся на новой концепции искусственного интеллекта. ЗОРАН - это экспертная система нового поколения, предназначенная для оказания широкого спектра элитарных консалтинговых услуг. Что Вы можете найти на моем сайте. Главная англоязычная страница этого же сайта, посвященного элитарной эксклюзивной авторской экспертной системе, предназначенной для оказания широкого спектра элитарных и эксклюзивных консалтинговых услуг. И в то же время эта же интеллектуальная система - крайне примитивный квазиживой организм, первый прообраз интеллектуальных компьютерных систем, описанных в произведениях Василия Головачева.


Концепцию искусственного разума - четвертую часть презентации.

В интервью, опубликованном на сайте AIMatrix, я обещал в апреле-мае 2004 года создать презенацию с более подробным описанием моей авторской концепции искусственного интеллекта. Это был конец февраля 2004 года. Много воды утекло с тех пор. Многое изменилось. Во-первых, презентация уже давно готова. Во-вторых, из-за очередного предательского удара со стороны официальной науки я перестал пользоваться словосочетанием ''искусственный интеллект''. Потому что официальная наука в лице псевдо- и лжеученых считает, что искусственный интеллект - это не реализованная техническая система, а ''совокупность научных дисциплин...''. И поэтому, с точки зрения ортодоксов, всю мою разработку, а значит и всю мою сознательную жизнь можно просто спустить в унитаз. И они еще прикрываются авторитетом обоих Поспеловых, нашей старой гвардии, которая никогда не позволяла себе относится с таким неуважением к результатам других исследователей! С таким подходом, уж точно, современные мэтры никогда и ничего путного не создадут, зато всем другим кислород перекроют и все денежки вбухают не в науку, а в себя, любимых! В связи с таким совершенно несправедливым и крайне дискриминационным отношением я с марта 2004 года стал пользоваться словосочетанием "искусственный разум". А моя концепция искусственного разума значительно отличается от моей же концепции искусственного интеллекта. И не только по объему, но и по сути. А суть эта заключается в том, что базой для концепции искусственного разума стал набор концепций более низкого уровня, в который входят:

  1. Концепция структуры и взаимодействия искусственного разума с окружающей средой.

  2. Концепция данных.

  3. Концепция парадоксов.

  4. Концепция интеллектуальных функций.

  5. Концепция информационных обобщений.

  6. Концепция базовой нетривиальной активности.

  7. Концепция фундаментальных ограничений или пределов.

  8. Концепция базовых свойств искусственной личности.

Информация об одной из первооснов или обоснований для четвертой части презентации представлена ниже, сразу же за блоком ссылок. Уровень сложности этой информации примерно равен презентационному.
           Ну а к информации о дальнейшем развитии классификации данных - информационному обоснованию - можно будет перейти по ссылке, размещенной в конце этого документа.
           Сравните, кстати, с чем удобнее работать: с большим документом или с презентационным набором слайдов. Лично мне кажется, что презентация удобнее во многих отношениях.

Полностью четвертая часть презентации в виде самораспаковывающегося архива (PowerPoint 2000, в формате PPS, 53 Кб.) доступна с конца июня 2004 года, с 09 августа того же года представлен усовершенствованный вариант с улучшенными возможностями для навигации. В новом варианте всего лишь 44 слайда, вместе с оглавлением, которое, в отличие от первой и второй частей презентации, находится в конце четвертой части. А всего четвертая часть презентации в распакованном виде занимает 272 Кб. Глючить не должно. Наслаждайтесь и помните, что без общей фундаментальной теории никто и никогда не создаст ни искусственного разума ни искусственного интеллекта - только их жалкие и неадекватные элементы.

А теперь я отвечу на вопрос, который Вы, почти наверняка, захотите мне задать (если пока еще так и не ознакомились с общим описанием самых важных элементов ТЗ): "А ЧТО ЖЕ ДАЛЬШЕ?". В самом деле, сформулирована концепция искусственного интеллекта, сформулирована концепция искусственного разума, создана сложная эмпирическая фундаментальная теория, осуществлены практическая реализация многих теоретических положений этой самой теории в виде интеллектуальной компьютерной программы Партнерская Система ЗОРАН и ее внедрение в образовательный и консалтинговый сегменты рынка, проведены многолетние маркетинговые исследования, организовано практическое использование Партнерской Системы ЗОРАН в соответствие с найденным маркетинговым фокусом... Однако... Когда я сам много лет назад дошел до оформления концепции искусственного разума в ее окончательном варианте, то ощутил некоторое чувство, говорящее мне о состоянии какой-то незавершенности всего проекта, основанного на упомянутой концепции. И, действительно: если вдруг случится чудо, появится сверхбогатый меценат, предложит десять миллиардов долларов, к примеру, не ограничит в сроках - можно ли тогда будет взаправду воспроизвести искусственное псевдоживое РАЗУМНОЕ существо на небиологической основе (того самого пресловутого ''брата по разуму'', которого человечество вот уже много десятилетий пытается безуспешно отыскать в безбрежном космическом пространстве)? Все тот же проект "ТВОРЕНИЕ" двадцатилетней давности. Попробуйте-ка сами задаться этим вопросом. И получается, что нет. Совершенно невозможно ВОСПРОИЗВЕСТИ РЕАЛЬНОЕ ИЛИ ВИРТУАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО, базируясь только на концепции искусственного разума. Итак, давайте еще раз. Является ли техническая система искусственного интеллекта псевдоживым РАЗУМНЫМ существом? Нет, не является! Является ли техническая система искусственного разума псевдоживым РАЗУМНЫМ существом? Нет, снова не является! Чувствуете, что чего-то очень-очень важного не хватает? Конечно, просто здорово, что вообще удалось сформулировать столько фундаментальных теоретических положений, да еще и проверить большинство из них на практике. Но как же быть с искусственным РАЗУМНЫМ существом? Чего не хватает? Чем следует дополнить и искусственный интеллект и искусственный разум? Если Вы потратили свое драгоценное время на изучение материалов моих исследований, то Вы уже, несомненно, догадались, чего конкретно не хватает. Ну, разумеется, для полного комплекта не хватает ЛИЧНОСТИ. Той самой искусственной ЛИЧНОСТИ, которая будет ОСОЗНАННО пользоваться и своим искусственным интеллектом и своим искусственным разумом. Вопрос, касающийся искусственной личности, я уже упоминал, правда вскользь, не заостряя особо внимание, в четвертой части презентации. Все дело здесь в том, что некоторые свойства искусственного разума совершенно неотделимы от базовых свойств искусственной личности. Но! Всего лишь несколько базовых свойств искусственной личности - это еще отнюдь не вся искусственная личность, еще отнюдь не полноценная искусственная личность. А что же нужно для того, чтобы создать ПОЛНОЦЕННУЮ искусственную личность? Да то же самое, в принципе, что нужно для создания и искусственного интеллекта и искусственного разума. Нужна концепция! Нужна КОНЦЕПЦИЯ ИСКУССТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ. И точно так же, как концепция искусственного разума является более общим случаем по отношению к концепции искусственного интеллекта, концепция искусственной личности должна являться более общим случаем по отношению к концепции искусственного разума. Говоря другими словами, концепция искусственного разума должная стать составной частью концепции искусственной личности как ее важнейшая составная часть. Вот так вот все просто получается. А еще я хочу здесь напомнить, что все мои теоретические концепции разрабатывались с единственным главным критерием - критерием их практической реализуемости. На данный момент мое мнение такое: если ту или иную теорию, относящуюся к так называемому искусственному интеллекту, нельзя в обозримые сроки реализовать на практике... блин! Возьмите это барахло и выкиньте на свалку! Практика - единственный критерий истинности для всех теорий искусственного интеллекта. Если этот критерий игнорируется - значит любая теория, пусть даже самая красивая и элегантная, является ложной и недостойной Вашего внимания! И вот! Самое главное! Концепция искусственной личности у меня тоже имеется! И не только имеется, но и будет в течение обозримого будущего опубликована на моем сайте. Не знаю только, когда это произойдет... М-да... В четвертой части презентации я попрощался со всеми теоретическими исследованиями. В принципе, все правильно. Работать дальше в области этих самых теоретических исследований нет никаких физических возможностей. Не разорваться просто. Невозможно. Жизнь подкидывает то одну, то другую времяемкую проблему. Просто злой рок какой-то тяготеет над этим направлением технологического развития. Ну нет времени - и все тут! Одни препятствия. Колоссальная социальная инерция. Как писал Солженицын, 200 волов в телегу упрячь - и то не потянут! А это значит, что наш социум просто не дорос до осознания и необходимости практической реализации проблематики искусственного разума и искусственной личности. В противном случае, отношение со стороны общества было бы абсолютно другим. А так... Понималка у нашего общества до этого не доросла просто. А дорастет, наверное, лет через 100-200-300-500... Тогда, может быть, и реализнут чего-нибудь стоящее. А так... Наверное, в наши дни и теория создания трансгалактических кораблей имела бы точно такой же успех. Ну не нужны для походов в булочную космические корабли! Не нужны, и хоть ты тресни, всем плевать! Впрочем, попробую что-нибудь оформить исключительно на остатках былого энтузиазма - тут усилий требуется немного, всего-навсего, это обычный перевод информации с немногих сохранившихся бумажных носителей в электронную форму. Оказывается, не всегда возможно ''наступить на горло собственной песне''! Одолел-таки меня творческий зуд! Придется теоретическую часть сайта дополнить пятой (балансы парных категорий, без которых реализация искусственной личности просто невозможна, своего рода это практическая адаптация философского принципа единства и борьбы противоположностей), шестой (творческие сценарии), седьмой (чувства, страсти, эмоции), восьмой (думы, мысли, умозаключения), девятой (способы воздействия, ответные реакции), десятой (философский принцип развития по расширяющейся спирали), одиннадцатой (ограничения на возможности искусственной личности в виде системы внешних критериев) и двенадцатой (четвертый аспект рассмотрения свойств искусственной личности) частями презентации. В двенадцатую часть презентации также входят концептуальные описания тринадцатой (пятый аспект рассмотрения свойств искусственной личности), четырнадцатой (шестой аспект рассмотрения свойств искусственной личности), пятнадцатой (седьмой аспект рассмотрения свойств искусственной личности), шестнадцатой (восьмой аспект рассмотрения свойств искусственной личности), семнадцатой (девятый аспект рассмотрения свойств искусственной личности) частей презентации и концептуальные упоминания о восемнадцатой (десятый аспект рассмотрения свойств искусственной личности) и девятнадцатой (одиннадцатый аспект рассмотрения свойств искусственной личности) частях презентации. Наконец, чисто факультативно: двадцатая (концептуальные предположения) и двадцать первая (концептуальные наития) части презентации. Но только на английский все это уже переводить не буду. Словом, ждите. Постараюсь, опять-таки, не слишком затягивать (третью и четвертую части презентации я опубликовал в опозданием всего лишь на месяц). Хотя, как мне кажется, все мои знания по большей части будут востребованы теми, кто еще не родился в этом мире... Потомки! Ау! Примите послание из не столь отдаленного прошлого! :)))

Особо обращаю Ваше внимание на то обстоятельство, что четвертая часть презентации является составной частью технического задания (ТЗ) на проектирование и формирование технической системы искусственной личности, искусственного разума, искусственного интеллекта. Представленные материалы весьма сложные, включают в себя много новых и непростых вещей. Поэтому, во избежание ''вывиха мозгов'':))) и потерь драгоценного личного времени настоятельно рекомендую Вам сначала изучить общее описание самых важных элементов ТЗ. Любые другие материалы, опубликованные на моем сайте, Вы можете смотреть без особого напряга, как мне кажется. Но ТЗ! Оно, все-таки, предназначается, в первую очередь, для профессионалов-практиков. Кстати, с 29 октября 2004 года доступно дополнение к техническому заданию.

Если же Вам хотелось бы получить самую краткую информацию о сути МОЕГО СПОСОБА проектирования и формирования технической системы искусственной личности, то с 04 февраля 2005 года для Вас доступно ПОНЯТНОЕ ДЛЯ ВСЕХ ОПИСАНИЕ. Здесь буквально несколько предложений, практически свободных от специальной терминологии.

Кроме того, с 21 февраля 2005 года в Вашем распоряжении ПОЛНЫЙ СПИСОК МОИХ ДОСТИЖЕНИЙ в области искусственной личности, искусственного разума, искусственного интеллекта.

Можно ознакомиться также с мои взглядом на социальную значимость появления технических систем искусственной личности, искусственного разума, искусственного интеллекта. Документ жесткий, но справедливый!

И, напоследок, Вы можете узнать, почему я в некоторых документах ''наехал'' на официальную науку.


Одна из первооснов или обоснований для базовой концепции искусственного разума.

Ключевое понятие только одно: разум и то, что с ним связано. Рассмотрим подробнее, каким образом это ключевое понятие было упомянуто в моих ранних научных работах.
           Само упомянутое ключевое понятие было взято из фактологии, которая стала первым, ФАКТОЛОГИЧЕСКИМ обоснованием моей разработки.
           Фактология была оформлена как мои ранние научные работы, которые я сейчас и процитирую. Поскольку я цитирую свои собственные работы, все мои же цитаты стану давать без кавычек. Каждая цитата начинается с новой строки.
           Цитаты были взяты из следующих документов: d2.txt, d3.txt, d4.txt, d5.txt, fr71.txt, fr81.txt, fr82.txt, fr83.txt, fr84.txt, fr85.txt, econ.txt, polit.txt.
           Ну а все, что касается типов или классов данных, а также некоторых других ключевых понятий, было представлено в вводных документах первой части презентации, ее приложения, сокращенного варианта первой части презентации, второй части презентации и третьей части презентации.
           Итак.

ФАКТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ (ПЕРВООСНОВА).

Разум и то, что с ним связано.

... чтобы посредством человеческого разума и человеческой воли повторить результат, уже давно полученный природой, - создать то, что мы называем разумной жизнью, пусть даже на иной, небиологической основе.
           Только с появлением того комплекса явлений, который мы можем назвать западной цивилизацией, западной наукой и западной технологией, люди вплотную подошли к тому, чтобы наконец-то воплотить многовековую мечту в реальной действительности, сотворить поистине разумные квазиживые машины (РК-машины) ...
           По мнению автора, основные усилия необходимо сосредоточить в следующих направлениях. 1). Требуется: а). философски осмыслить проблему искусственного интеллекта; б). выяснить, разрешима ли вообще эта проблема; в). определить, возможно ли в принципе создание системы искусственного интеллекта (СИИ) и разумной квазиживой машины (РК-машины).
           3). В третьей главе дается описание основ теории информационных обобщений и теории трансфинитных вычислений, являющейся расширением традиционных формальных систем. Также в этой главе перечисляются основные принципы, которых следует придерживаться при создании систем искусственного интеллекта и разумных квазиживых машин.
           Сейчас трудно даже представить, каких высот достигнет человеческая раса в результате появления на свет таких машин, обладающих аналогом человеческого разума, который мы будем называть искусственным интеллектом (ИИ).
           Очень важно познать фундаментальные законы, на базе которых можно реализовать системы искусственного интеллекта и разумные квазиживые системы (РК-системы) хотя бы на небиологической основе путем перенесения законов действия систем, управляющих живыми организмами, в технику.
           Примерно так же, используя спиральный принцип развития, при наличии необходимой для того информации можно прогнозировать развитие в любой области человеческой деятельности. И, как видится автору данной работы, только на этом пути мы можем добиться успеха в конструировании желаемых систем искусственного интеллекта и разумных квазиживых машин.
           Сама теория сложных систем в представленной работе не рассматривается, но в отдельном параграфе следующей главы будет дано наиболее удобное, по мнению автора, определение понятия системы, а также будут сформулированы основные принципы, которыми следует руководствоваться при создании систем искусственного интеллекта и разумных квазиживых машин.
           Естественно, представленная работа не может дать полное описание упомянутой во введении к книге разумной квазиживой машины. Однако, формулирование основных принципов, на базе которых такая машина может быть создана, и их практическая проверка на современных персональных компьютерах представляется вполне осуществимой.
           Как видно из предыдущей главы, современной теоретической базы не достаточно для реализации качественно новых систем искусственного интеллекта и разумных квазиживых машин.
           Поэтому, если исходная посылка верна, то в области мыслительной, интеллектуальной деятельности должны действовать какие-то свои фундаментальные законы, точно такие же незыблемые и инвариантные, как и законы реального физического мира, который нас окружает. Только познав эти законы и научившись пользоваться ими, мы сможем создать полноценные системы искусственного интеллекта и разумные квазиживые машины.
           ... сформулировал ряд основных принципов, которые, по его мнению, необходимо учитывать при проектировании и создании систем искусственного интеллекта и разумных квазиживых машин.
           10). принцип опоры на фундаментальные законы природы: а). необходимо пользоваться при проектировании систем искусственного интеллекта и разумных квазиживых машин, как и в других областях науки и техники в процессе разработки технических систем, например, при: a). создании ракетных двигателей; b). конструировании атомной электростанции; c). строительстве подводной лодки; и т . д . фундаментальными законами природы ...
           11). принцип иерархичности и декомпозиции: а). Система искусственного интеллекта и разумная квазиживая машина должны описываться на разных уровнях: a). фундаментальные законы, положенные в их основу; b). формализмы, которые можно использовать для систем искусственного интеллекта и разумных квазиживых машин; c). практическое применение фундаментальных законов и формализмов на уровне системы в целом; d). описание подсистем системы искусственного интеллекта или разумной квазиживой машины и их реализация; e). описание и реализация элементов; разбиение на уровни может проводится другими путями; предложенный способ описания принципиально отличается от всех остальных тем, что он базируется на существующих фундаментальных законах ...
           ... поэтому должны быть разработаны соответствующие механизмы для быстрого и эффективного определения, существует ли уже поступающая в систему искусственного интеллекта или разумную квазиживую машину информация о чем-либо или нет ...
           ... если же информация уже существует, то система искусственного интеллекта или разумная квазиживая машина должна отреагировать на нее каким-либо образом, но не перестраивать структуру, если только на это нет прямого указания ...
           ... любую систему искусственного интеллекта или разумную квазиживую машину можно разрабатывать поэтапно, то есть как только мы разработали какую-то часть, ее можно и нужно сразу же включить в дело ...
           21). принцип неформализуемости оценки качества: а). оценка: a). качества разработанной системы искусственного интеллекта или разумной квазиживой машины; b). эффективности применения системы искусственного интеллекта или разумной квазиживой машины возможна только экспертами, то есть найти математические выражения, которые бы определяли качество созданной системы принципиально невозможно, так как для разработки системы искусственного интеллекта или разумной квазиживой машины неприменимы классические методы.
           ... в систему искусственного интеллекта (разумную квазиживую машину) желательно всегда включать возможности решения новых задач ...
           ... реальная система искусственного интеллекта (разумная квазиживая машина) всегда должна быть комплексной, то есть состоять из других, менее сложных систем ...
           ... в распределенных системах искусственного интеллекта (разумных квазиживых машинах) информацию нужно обрабатывать по месту возникновения и ее использования ...
           Предваряя развитие разговора о Разуме человека, скажем несколько слов о тех элементах, тех кирпичиках, на которые этот разум опирается. Эти кирпичики - клетки. Из клеток состоит мозг. А мозг, как и весь человеческий организм, является содружеством клеток. Всего лишь несколько человек за всю историю развития человеческой цивилизации говорили о наличии определенного уровня "разумности" этих мельчайших частичек живой материи ...
           Это - стадный, абсурдный разум. Распространяясь вдоль и поперек, его вибрации повторяются бесконечно, воспринимая всегда все те же длины волн, все те же воздействия сил разложения и всегда отвечая на одни и те же раздражители, как собака Павлова на звон колокольчика.
           ПРИМЕЧАНИЕ: "Каждый человек ... это сгусток огромного мира, наполненного чувствами, мечтаниями, разумом и еще не тронутыми внутренними силами, которые, а я в это верю, способны перехитрить любую тяжкую болезнь и справиться с ней."
           Изначально неверно говорить о том, что разумом могут обладать только люди, хотя мы и привыкли вести себя так, будто способность к рассуждению, умозаключению, свойственна лишь нам, людям. Если так, то где же тогда кроются истоки человеческого интеллекта? "И только ли хомо сапиенс способен рассуждать, решать логические задачи? Возможно ли отыскать в поведении животных искры разума?"
           На мой взгляд, с материалистической точки зрения наиболее точную грань между разумом животного и разумом человека провел замечательный (опять-таки американский!) писатель Джек Лондон. По его мнению, животные, даже такие умные, как собака, лишены способности рассуждать с нашей, человеческой точки зрения. Но, однако, крайне маловероятно, что их поведение определяется лишь условными и безусловными рефлексами, как нас учат в школе. Животные тоже делают умозаключения и при определенных условиях ведут себя достаточно разумно, хотя по Джеку Лондону они просто воспринимают окружающий мир таким, каков он есть.
           По-моему, человек просто поставил себя в центр мироздания, подобно тому, как он раньше ставил в центр Вселенной Землю. Да, самомнения у нас всегда хватало. Дескать, только мы разумные, а все остальные вокруг нас - безмозглые твари. Кажется, давно уже надо все вернуть на круги своя, и не умаляя достоинства, поставить себя на соответствующее место. Кроме того, по последним данным можно предположить, что на Земле существовала возможность появления разумных существ задолго до рождения первого человека.
           Таким образом, человек едва ли владеет монополией на сознание, разум. Мы даже вообще могли не появиться, если бы разумные дино сапиенсы воздействовали на природу так же, как люди.
           Проблема создания разумных машин возникла еще в древности. Ею занимался Декарт, который "скептически относился к возможности конструирования машин, функции которых аналогичны функциям человеческого разума." Его позиции основывались на том, что какие бы функции не умела выполнять машина, всегда найдутся функции, которые она не умеет выполнять. Это обнаруживает несознательность, неразумность действий машины. Такого же мнения придерживаются и некоторые современные ученые, позиция которых будет изложена ниже. Однако, ту же самую формулу Декарта можно распространить и на человека: какие бы функции не умел выполнять человек, всегда найдутся функции, которые он не умеет выполнять. Это обнаруживает несознательность, неразумность действий человека.
           Луллий родился около 1235 г. и умер в 1315 г. Семь столетий отделяют его изобретение от наших дней. В его времена ученые мужи не сомневались в том, что существуют некие универсалии, не зависящие от человеческого разума. Если их найти, систематизировать и нанести на круги и секторы "универсальной фигуры", то эта "фигура", или "машина", - дело не в названии! - станет неким всемогущим разумом, вмещающем все знания о мире и способным всегда дать правильный ответ о нем.
           "Мы знаем, что идея "искусственного интеллекта", идея машины, которая была бы способна усилить мощь человеческого разума, - идея, впервые высказанная рыцарем и поэтом, философом и алхимиком, богословом и изобретателем Раймундо Луллием (на языке своего времени, разумеется, и с уклоном по преимуществу богословским, то есть нашей эпохе совсем не созвучным), дожила до наших дней, испытав за свою более чем семивековую жизнь удивительные превращения, и не только дожила, но и достигла как раз в наши дни расцвета и триумфа."
           Другое направление в создании разумных машин связано с именами Пифагора и Гоббса, которые сводили сущность мышления к математическим и формально-логическим операциям. Согласно Т. Гоббсу, мышление есть не что иное, как подсчитывание.
           "Луллий, в чьей голове впервые родилась идея механического усилителя человеческого разума, полагал, что его Великое искусство способно дать ответ на любой вопрос. Лейбниц мечтал о том времени, когда язык математических формул сможет охватить всю сферу человеческого мышления. Механические устройства для облегчения счета развились до ЭВМ. И, как стало ясно еще на заре кибернетики (информатики), чтобы компьютеры не были "идиотами, наделенными феноменальной способностью к счету", а более гибкими и "умными" помощниками человека, надо сделать так, чтобы они умели учиться."
           Подводя черту под обзором мнений и идей, высказанных в момент возникновения проблемы искусственного интеллекта, можно сделать следующие выводы: 1). Никто не высказывался против принципиальной возможности построения устройств, способных выполнять те или иные функции человеческого мозга. 2). Был поставлен, но не разрешен, ключевой вопрос: какими характеристиками должна обладать машина, чтобы можно было назвать ее разумной. 3). Идеи, казавшиеся второстепенными в то время и высказанные вскользь, оказываются основополагающими или наиболее дискутируемыми в настоящее время.
           Особую позицию занимал В. М. Глушков, который считал, что "некоторое устройство (созданное человеком) представляет собой искусственный интеллект, если, ведя с ним диалог по достаточно широкому кругу вопросов, человек не сможет различить, разговаривает ли он с разумным живым существом (скажем, с другим человеком) или с автоматическим устройством".
           "Может ли робот быть умней своего конструктора? Может ли машина быть умнее своего создателя? Возможно ли создание искусственных живых существ, способных к размножению, прогрессивной эволюции, обладающих эмоциями, волей и мышлением? Возможно или невозможно провести аналогию между счетно-решающим устройством и мозгом вплоть до признания (или отрицания) принципиальной возможности возникновения в этом устройстве свойства, тождественного сознанию, или более узко, мышлению? Могут ли машины вести себя разумно? Могут ли они обладать психикой? Представляет ли собой человек нечто большее, чем машина? Какие функции машина может сейчас или сможет в будущем выполнять также хорошо, как человек, или даже лучше? Могут ли люди построить машину, которая сумеет решать задачи, слишком трудные для человека?"
           "Исследования шестидесятых годов показали, что нужно искать пути, ведущие к преодолению барьеров эвристик и рамок знаний, которые накладывает на "электронный разум несовершенство его негибких программ и машинного языка. В следующее десятилетие основные усилия многих коллективов были направлены на решение проблемы диалога с ЭВМ на человеческом языке."
           "Далеко ли простирается сходство нашего разума с электронным разумом машины (или нашего мозга с ее электронным мозгом), поведения робота, наделенного искусственным интеллектом, с поведением живых существ? Спор об этом, начавшийся более двадцати лет назад знаменитой дискуссией "Может ли машина мыслить?", не завершен и по сей день. В нашей стране и за рубежом выходят книги, посвященные философским вопросам кибернетики, в которых обсуждаются все стороны искусственного интеллекта. Но среди философов и представителей естественных и точных наук, даже стоящих на общей платформе диалектического материализма, единодушия нет ..."
           "... Жизнь замечательной идеи, высказанной Луллием, по сути дела, только еще начинается. История этой идеи показывает, что мы не постигли еще ни принципов работы нашего мозга, ни возможностей "мозга электронного". Но та же история убеждает нас, что все исследования и открытия, связанные с "механическим усилителем человеческого разума", определялись и будут определяться теми социальными факторами, о которых задолго до кибернетики говорил Маркс и которые связаны не с волей индивида, а с потребностями общества."
           Но все это - и само кружево, и процесс его плетения - можно представить в виде чисел и алгоритмов, то есть интуитивный, образный, "правополушарный" процесс изложить на языке левого полушария, доступном "электронному разуму".
           А что если разум человека является высшим по отношению к электрону, его "психическому началу" или "сознанию"??? Может, тогда и над нами главенствует чей-то разум, только более высокого порядка? Разум, который нам никогда не суждено понять, потому что он выходит далеко за пределы всех мыслимых нами представлений? Для которого мы можем оказаться не разумными существами, а мелкими букашечками, которых "разумный исполин" может задавить при любом неосторожном движении.
           Любую достаточно сложную систему нельзя свести к функционированию ее более простых элементов, иначе можно прийти к убеждению, "что разум - это активность головного мозга, которая в свою очередь представляет собой не что иное, как серию электрохимических процессов сводимых к движению электронов и ионов. Столь крайне упрощенный материалистический взгляд сводит мир человеческих чувств, мыслей и ощущений к чисто внешнему проявлению. В отличие от этого "новая физика" - а значит, и причем обязательно, - философия - "восстанавливает центральное положение разума в природе. Квантовая теория в обычной интерпретации приобретает смысл лишь с введением того или иного наблюдателя. Акт наблюдения в квантовой физике является не побочным обстоятельством, а средством получения информации, уже существующей во внешнем мире; наблюдатель весьма основательно вмешивается в микромир, и описание, содержащееся в уравнениях квантовой физики, явно включает акт наблюдения."
           Будем здесь считать, что ЛЮБАЯ система обладает своеобразным АНАЛОГОМ разума, проявления которого укладываются в общую схему проявления разумности в мироздании, исследованием которой мы сейчас занимаемся. Причем этот аналог разума, как видно из описанных в данной работе примеров, появляется в результате проявления интегративных свойств той или иной системы. Поэтому такой интегративный разум мы называем СВЕРХРАЗУМОМ ...
           "Ведь если бы существовало какое-нибудь разумное микроскопическое существо, изучающее мой организм и само в него входящее, оно имело бы основание сказать, в ту минуту, как я шевельнул рукой, что эта глыба вещества, состоящая из таких-то и таких-то молекул, дернулась оттого, что сократились некоторые ее части - мускулы. Сократились же они потому, что в моторных центрах произошла такая-то и такая-то реакция, а реакция была вызвана такими-то и такими-то причинами химического порядка. Вот и все! Ясно как день. И уж, конечно, такой толкователь возмутился бы, если бы ему вздумали указать, что "глыба" шевельнулась потому, что таково было желание ее обладателя, свободное, осознанное желание, а мускулы, нервы, химические процессы и прочее - только передаточный механизм его воли."
           "Разум может забыть, исказить, добавить что-то новое; разум может увести к мистике, к идее высшего разума, к идее эзотеризма. Поэтому стало необходимым изгнать разум из идеального социализма улья или муравейника как вредный для общества элемент, каковым он фактически и являлся."
           Здесь ряд проблем. Во-первых, разум должен познать себя. Возможно ли это? Во-вторых, в процессе созидания разум человека будет совершенствоваться, опережая техническую конструкцию. Следовательно, нужно выяснить принцип развития человеческого разума и реализовать его в технических структурах и сжатом масштабе времени. Это означает предсказание саморазвития, а возможно, и ускорение его. В-третьих, техническая реализация принципа действия разума может потребовать воссоздания не только вещественных, но и полевых структур. Это означает создание искусственной жизни со всеми ее духовными возможностями.
           "... Сверхразумная искусственная жизнь: роботы, превзошедшие человека по интеллекту, лишенные эмоций и поработившие цивилизацию. Небиологические системы искусственного происхождения, самовоспроизводящиеся и самосовершенствующиеся, если бы осуществились, могли бы обладать огромными преимуществами по сравнению с белковой жизнью. В самом деле, обмен энергией и информацией в их электронных системах мог бы происходить со скоростью света, то есть в миллионы раз быстрее, чем в белковых структурах, в частности, в человеческом мозге. Следовательно, они бы соответственно быстрее мыслили."
           ... чтобы зажечь искру разума, нужно впитать море света ...
           ПРИМЕЧАНИЕ: " Известно только одно: существуют ступени развития материи более высокие, чем разум в человеческом понятии, и принципы более совершенные, чем добро и любовь, и более желаемые, чем блаженство. А также системы знаний, не основанные на познании и науке."
           В конце концов, само понятие "разум" очень неопределенно ...
           А машина, обладающая интеллектом, в некотором роде перестает быть машиной, точнее, машиной в традиционном представлении. Я думаю даже, что достаточно мощную ЭВМ можно считать существом, созданным на небелковой основе, которое по существующему законодательству не имеет никаких прав. В США уже несколько лет не утихают споры по этому поводу, и, по мнению футурологов, не исключена возможность, что через несколько десятков лет ЭВМ смогут получить чуть ли не избирательные права. Так что все идет к созданию новой расы существ, населяющих Землю, расы разумных механизмов, основная роль которых будет сводиться к удовлетворению материальных потребностей человека.
           Разум является отражением природы.

На этом самом месте первое, ФАКТОЛОГИЧЕСКОЕ обоснование четвертой части презентации в этом документе завершено.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБОСНОВАНИЕ (ПЕРВООСНОВА).

Информация о дальнейшем развитии классификации данных для четвертой части презентации представлена здесь.

На этом самом месте ИНФОРМАЦИОННОЕ обоснование четвертой части презентации в этом документе завершено.

P. S. Не стоит также забывать, что для поиска соответствующей информации в других источниках Вы всегда можете воспользоваться поисковыми формами с запросами ''концепция искусcтвенной личности'', ''концепция искусственного разума'', ''концепция искусственного интеллекта'', ''эксклюзивные консалтинговые услуги'' и др., размещенными на главной странице моего сайта.

Hosted by uCoz